Смысл праздника Крестовоздвижение.
Что означает Воздвижение Креста Господня
Почему орудие казни - святыня
27 сентября отмечают праздник Воздвижения Креста Господня в честь Креста, на котором был распят Христос.
Но почему орудие казни – святыня?
Об этом чуть позже, сначала про слово "воздвижение", означающее торжественное поднятие Креста вверх после того, как его обнаружили в земле.
Этот праздник имеет свою древнюю историю, наполненную интересными событиями, которые открыли человечеству много тайн. После распятия Иисуса Христа, его мученической смерти и предсказанного воскрешения. Несмотря на то, что враги уничтожили все зацепки, которые могли помочь в поиске Животворящего Креста Господня, глубоко верующие люди стремились, во что бы то ни стало, найти его.
Воздви́жение Честна́го и Животворящего Креста Господня — один из самых больших православных праздников, установленный в воспоминание о том, как равноапостольная царица Елена, мать императора Константина, нашла крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Это событие, согласно церковному преданию, произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы — места распятия Христова. Праздник Воздвижения Креста Господня является непереходящим, всегда отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). Он имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь дней попразднества (с 28 сентября по 4 октября).
Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. По сообщениям церковных историков IV века, мать императора Константина, равноапостольная Елена, отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест. По преданию, святая Елена пыталась узнать место, где был закопан Крест, у иеросалимских иудеев. Ей указали на то место, где находился языческий храм Венеры. Здание разрушили и начали раскопки. Наконец, нашли три креста, табличку с надписью «Исус Назарянин, царь Иудейский» и гвозди.
Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест).
В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящён 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
Патриарх Иеросалимский Макарий показал обретенный Крест народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!»
Этот праздник одновременно торжественный и грустный, он напоминает не только о величии и торжестве победы Господа над смертью, но и о Его страданиях на Кресте.
Кресту, Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.
В память крестных страданий Господа в этот день установлен пост — пища поставляется только с растительным маслом.
В стихерах праздника раскрывается учение о смысле страданий Христовых. Страдания Исуса Христа умертвили умертвившего нас, т.е. диавола, и оживили умерщвленных грехом людей; яд древнего змия был смыт кровию Исуса Христа.
Стихеры и канон Воздвижению составили известные творцы церковных песнопений — Феофан, Козма и другие. Они показали связь новозаветных событий с ветхозаветными, указав прообразы Креста Господня.
Крест- это величайшая святыня христиан, дающая нам опору и защиту
Потому что, безгрешный по своей природе, Он принимает смерть за чужие грехи - так происходит искупление человечества. Сын Божий, Он умирает, испуская дух на Кресте. Но смерть, ставшая следствием появления в нашем мире греха, не властна над Ним, греха не ведающим, "смерти было невозможно Его удержать". Христос воскресает. И Своим Воскресением дарует всему человеческому естеству возможность нетления. "Он умирает, давая жизнь, разрушая Своею смертью смерть. Он погребен, но восстает вновь. Он нисходит во ад, но выводит оттуда души", - объясняет святой Григорий Богослов. Поэтому после Воскресения Христа, Крест уже не орудие казни, позорное и мучительное, а залог нашего спасения. "В церкви вы везде видите кресты для того, чтобы все напоминало: вы во храме Бога любви, Любви, распятой за нас" (святой Иоанн Кронштадтский).
История народных примет на Воздвижение
К великому церковному празднику Воздвижения народ за многие века добавил множество новых смыслов. Считается, что в этот день схлестываются в борьбе добрые и злые силы, правда и кривда, честь и нечисть. И символ праздника — крест — приносит победу добру, изгоняя темные силы. Поэтому верующие в этот день всегда надевают крестик и посещают церковь.
Многие христиане вместо того, чтобы взять крест на свои плечи, с удовольствием вешают его символ, знак на свою грудь, думая, что это и делает их христианами. Но к кресту нельзя относиться как к оберегу. Сила креста – в любви, в доверии, в надежде, в освобождении, которых все мы чаем.