Найти тему
Hlas'no

Стихи и мат - оксюморон или друзья?

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели!

Год или больше назад я читал у одного журналиста, Александра Никонова, книгу "Конец феминизма" (могу ошибаться, и тогда это будет уже "Свобода от равенства и братства", но не важно). Там он высказывает огромное количество здравых идей по поводу государственного, политического, социального, философского и многих других устройств как России, так и зарубежья, по типу "безопаснее всего на магистрали двигаться не с максимально разрешенной скоростью, а со скоростью потока, будь ты хоть сколько новичком". Но, вместе с тем, одна тема очень сильно зацепила моё внимание.

Вот россыпь этих интересных книг, иногда науч-поп, иногда политическая и социальная критика. Очень интересный материал и язык, советую почитать.
Вот россыпь этих интересных книг, иногда науч-поп, иногда политическая и социальная критика. Очень интересный материал и язык, советую почитать.

Суть её в том, что Никонов не только не отвергает нецензурную брань даже у самых молодых людей в настоящее время, но и всецело это приветствует, указывая на её "полезность" и больше склоняясь к некоему софистическому утверждению своего личного мнения. Я не ханжа, понимаю, что каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему хочется, и, может быть, наличие неприкрытого мата в своей речи для него не только обыденность, но и необходимость. И всякий может сказать на это: "Да даже Пушкин с матом писал!". Писал. Не спорю и не оправдываю. Но если у вас через слово звучит ругань (а мат - это чистая ругань, в первую очередь, но уж никак не крайняя степень эмоционального переживания, как это стараются преподносить), то такая речь никакой ценности нести не может. Это некрасиво, унизительно и абсурдно.

Что по классике?

Выражение эмоции может быть разным. Мат позволяет понять сам посыл и суть переживания произносящего, но это выражается и выкриком на одной ноте "ААААА!" - ценность тут чисто информационная. Вы как бы показываете, что вам плохо или, наоборот, невероятно хорошо, но это же чисто животные звуки. Слова не только информацию об эмоциональном состоянии могут передавать, они показывают подтекст, иронию, сарказм (ладно, с матом сарказм выглядит убедительнее), они выражают внутреннюю красоту высказывания, а мат обычно ещё и прерывает связную цепочку фразы, отвлекает от первоначального замысла текста, подчас даже меняют его в противоположную сторону. Конечно, можно на одном мате построить связное высказывание так, что каждому будет понятно, о чём идёт речь, и никакого отторжения не будет, но, по ощущениям, это будет уже совершенно иной язык, например, "русский матерный".

У нас вся литература классическая включает в себя от силы десяток фраз с крепким словцом, но в большинстве случаев классики старались заменять их или замалчиванием, или указанием на действие ("смачно выругался"), или нейтральным/литературным синонимом, или более подходящим к формату произведения эпитетом. Почему это происходило? Мат как бы принижает общую лексическую схему произведения, доводит её до уровня примитивизма и в полной мере оскорбляет читающего, поскольку такой подход показывает, что автор считает или может считать своего читателя менее развитым в эмоционально-волевой сфере гражданином, чем он сам, потому ему будет сложно воспринять более правильные, с точки зрения нравственности и принятой в обществе манеры поведения, слова. Да, опять же не спорю, что мат бывает реально вынужденной мерой, когда необходимо показать характер персонажа или имеет другую художественную цель. Но если такие ругательные слова с низкой социальной и интеллектуальной значимостью раскиданы по тексту совершенно без разбору с одной лишь целью "чтобы было" - это говорит о низком художественном вкусе и интеллекте автора.

ОксЮморон

В стихах видеть откровенную ругань - форменное издевательство как над читателем, так и над поэзией в общем. Если поэзией не тянет называть даже чисто автологический текст (то есть тот, что с тем же успехом может быть прозаическим, ничего не изменится в нём - Э. Асадов яркий пример), то текст, наполненный матом, или кусочек текста хотя бы с одним-единственным матерным словечком уничтожает красоту всего произведения. Принцип "Ложка дёгтя в бочке мёда" тут актуален и в поэзии в особенности очень строг.

Поэзия - это высшая форма развития литературного национального языка. Она является для каждого человека самой близкой формой интеллектуально-эмоционального общения. Это переведённая в словесный формат музыка жизни, помогающая людям в невзгодах, отражающая и проблемы, и самые светлые оттенки любых переживаний, открывающая человеку мир чувственного восприятия всего окружающего и его собственный внутренний порядок, выстраивающая гармонию в его душе. И наличие грубого слова уничтожает это волшебство. То, что так сложно построить и так легко разрушить.

Стихи и мат - полные противоположности. Одно является наивысшей точкой развития языка, а другое - примитивной формой эмоции в его начальной точке. И если замысел произведения не соответствует выбранным словам, если они не подчёркивают его, то их использование не только не является необходимым, но еще и оказывается вредоносным, паразитическим. Ведь слову-то матерному хорошо - оно есть и использовано, а вот стихотворению - нет.

Даже если вы классик.