20 лет тому назад Йоргос Лантимос жил на берегу моря и занимался авангардным искусством. Но вдруг наступили странные времена. Министром культуры Греции стала кинозвезда , певица и видный борец против хунты Мелина Меркури. Она очень любила авангардное кино и призвала всех снимать артхаус.
В результате залы опустели… Но зато Лантимос оказался среди тех, кто стал снимать кино. И вскоре о греческом кино узнал весь мир, появилось новая греческая волна. Странная греческая волна.
С 1964 по 1974 год Греция пережила мрачные годы правления военной хунты и тема власти и экспериментов над людьми оказалась для греков важнейшей. Лантимос обратился именно к ней, при этом понимал, что напрямую воссоздавать исторический ужас не следует. А вот в фантастике можно. Лантимос явно не забыл про авангардное искусство, с которого начинал и артхаус, к которому его призвала новая власть.
Лента «Клык» была первой греческой лентой, после которой заговорили о новой греческой волне. Это педантичное исследование семейной несправедливости, где авторитарный отец пытается защитить детей от зла внешнего мира, запретив им покидать собственный дом.
Подростки получают искаженное знание о мире: кошек они считают злобными убийцами, а под словом «зомби» понимают маленькие желтые цветочки. Выходить из дома на работу разрешается только отцу, детям же обещают разрешить выйти только после того, как у них выпадет клык. Через некоторое время старшая дочь разбивает свой клык и восстает.
«Альпы» Лантимоса — фильм о секретной группе, оказывающей профессиональную помощь семьям, потерявшим близких. Участники сообщества заменяют собой недавно ушедших родственников, копируя их внешность и поведение.
В фильме «Лобстер»- история любви, которая разворачивается в ближайшем будущем, где одиноких людей арестовывают и отправляют в жуткий отель. Там они обязаны найти себе пару за 45 дней. Если им это не удается, то их превращают в животных и отпускают в лес.
Не случайно для названия ленты выбран лобстер. Известно, что лобстер относится к семейству морских животных отряда ракообразных. Герои фильма похожи на лобстера, они – существа, словно закованные в панцирь.
Образ лобстера впервые возник в композиции Сальвадора Дали «Телефон-омар». Она представляет собой обычный телефон, трубка которого изготовлена из гипса в виде муляжа лобстера. Дали соединил объект живой природы с изобретением человечества.
И Дали и Лантимосу в одинаковой степени важно присутствие перформенса. Можно вспомнить, как композитор К. Хачатурян приехал с визитом к Дали. Долго ждал в зале и, наконец, в нем появился абсолютно голый Дали и, с криком пробежав по залу с саблей, исчез. Аудиенция была на этом закончена.
Перформанс - неординарное, странное, интригующее, иногда шокирующее зрителей представление. Он свойственен большинству фильмов греческой странной волны. Так же как и стремление к абсурду. Для фильма «Лобстер» Лантимос изучал многие реалити – шоу, связанные с жизнью в отеле.
По сути он своим путем пришел к тому, что уже существовало в Голливуде: к принципу high concept. Так обозначают сценарии, в которых придуман интересный мир с четкими внутренними правилами и которые при этом достаточно просты, чтобы их можно было описать одним предложением. Мир отеля в «Лобстере» - это перформанс социальной фантастики, совмещенный с образным жанровым шармом антиутопии.
Владимир Жерехов