Найти тему
Лидеры кино

Йоргас Лантимос. Странное кино, которое хочется смотреть

20 лет тому назад Йоргос Лантимос жил на берегу моря и занимался авангардным искусством. Но вдруг наступили странные времена. Министром культуры Греции стала кинозвезда , певица и видный борец против хунты Мелина Меркури. Она очень любила авангардное кино и призвала всех снимать артхаус.

В результате залы опустели… Но зато Лантимос оказался среди тех, кто стал снимать кино. И вскоре о греческом кино узнал весь мир, появилось новая греческая волна. Странная греческая волна.

С 1964 по 1974 год Греция пережила мрачные годы правления военной хунты и тема власти и экспериментов над людьми оказалась для греков важнейшей. Лантимос обратился именно к ней, при этом понимал, что напрямую воссоздавать исторический ужас не следует. А вот в фантастике можно. Лантимос явно не забыл про авангардное искусство, с которого начинал и артхаус, к которому его призвала новая власть.

Лента «Клык» была первой греческой лентой, после которой заговорили о новой греческой волне. Это педантичное исследование семейной несправедливости, где авторитарный отец пытается защитить детей от зла внешнего мира, запретив им покидать собственный дом.

Кадр из фильма "Клык"
Кадр из фильма "Клык"

Подростки получают искаженное знание о мире: кошек они считают злобными убийцами, а под словом «зомби» понимают маленькие желтые цветочки. Выходить из дома на работу разрешается только отцу, детям же обещают разрешить выйти только после того, как у них выпадет клык. Через некоторое время старшая дочь разбивает свой клык и восстает.

«Альпы» Лантимоса — фильм о секретной группе, оказывающей профессиональную помощь семьям, потерявшим близких. Участники сообщества заменяют собой недавно ушедших родственников, копируя их внешность и поведение.

Кадр из фильма "Лобстер"
Кадр из фильма "Лобстер"

В фильме «Лобстер»- история любви, которая разворачивается в ближайшем будущем, где одиноких людей арестовывают и отправляют в жуткий отель. Там они обязаны найти себе пару за 45 дней. Если им это не удается, то их превращают в животных и отпускают в лес.

Не случайно для названия ленты выбран лобстер. Известно, что лобстер относится к семейству морских животных отряда ракообразных. Герои фильма похожи на лобстера, они – существа, словно закованные в панцирь.

Образ лобстера впервые возник в композиции Сальвадора Дали «Телефон-омар». Она представляет собой обычный телефон, трубка которого изготовлена из гипса в виде муляжа лобстера. Дали соединил объект живой природы с изобретением человечества.

И Дали и Лантимосу в одинаковой степени важно присутствие перформенса. Можно вспомнить, как композитор К. Хачатурян приехал с визитом к Дали. Долго ждал в зале и, наконец, в нем появился абсолютно голый Дали и, с криком пробежав по залу с саблей, исчез. Аудиенция была на этом закончена.

Перформанс - неординарное, странное, интригующее, иногда шокирующее зрителей представление. Он свойственен большинству фильмов греческой странной волны. Так же как и стремление к абсурду. Для фильма «Лобстер» Лантимос изучал многие реалити – шоу, связанные с жизнью в отеле.

Кадр из фильма "Лобстер"
Кадр из фильма "Лобстер"

По сути он своим путем пришел к тому, что уже существовало в Голливуде: к принципу high concept. Так обозначают сценарии, в которых придуман интересный мир с четкими внутренними правилами и которые при этом достаточно просты, чтобы их можно было описать одним предложением. Мир отеля в «Лобстере» - это перформанс социальной фантастики, совмещенный с образным жанровым шармом антиутопии.

Владимир Жерехов