18 сентября состоялась премьера сериала «Рэтчед», повествующего о Милдред Рэтчед, медсестре из книги Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Все проекты шоуранера Райана Мерфи («Голливуд», «Американская история ужасов», «Американская история преступлений», «Вражда») - исчерпывающие пособия по основам композиции, теории и психологии цвета, дизайну, костюмам и стилистическим приемам в одежде и интерьере.
Сериал «Рэтчед» - своеобразный приквел к фильму 1975 года «Пролетая над гнездом кукушки». Но лишь в теории. Мерфи сразу наказал дизайнерам по костюмам в новом проекте держаться подальше от бесцветной и скупой на краски стилистики фильма с Джеком Николсоном. Сериал вполне может обойтись без фильма.
Вдохновляющей красоты шоу можно пересматривать и каждый раз находить новые удивительные детали.
- Во-первых, цвет: чего только стоит контрастное противопоставление в пейзаже бирюзового океана vs охровых горных массивов; или горчичного костюма в небесно синем интерьере.
- Во-вторых, сет-дизайн и декорации: роскошные интерьеры, выверенные локации, обрамленные зеленью, детали и предметы быта - разглядываем все!
- В-третьих, о чем подробнее буду говорить, - костюмы. Костюмы, как зеркало эпохи, как отдельный вид искусства, как инструмент, раскрывающий характер и настроение персонажа. Обожать!
За костюмы в сериале отвечал дуэт стилистов Лу Эйрих и Ребекки Гуцци. Они работают в команде Мерфи над разными проектами с 2016-го. В их копилке две награды «Эмми» в номинациях за выдающиеся костюмы: в 2016-м за сезон AHS «Отель» c Леди Гагой и в 2018-м за «Американская история преступлений. Убийство Джанни Версаче».
«Единственная проблема в работе с Райаном - стараться не отставать от него! Выгоды от работы в безумно креативных шоу!»
Лу Эйрих
Художники по костюмам вдохновлялись фильмами и модой эпохи 40-х годов. Мерфи специально просил их отдать дань уважения золотой эпохе Голливуда и образу New Look от Dior.
В каждой сцене сериала зритель получает визуальные подсказки, а костюмы персонажей эффектно противостоят ярким декорациям.
Действие сериала в большей мере разворачивается в психиатрической лечебнице «Сент-Люсия», где работает главная героиня. Создание рабочего стиля началось с отказа Мерфи от «стандарта белого» медицинских учреждений в пользу сочных жизнеутверждающих оттенков. Цветовая палитра пришла из головы Райана Мерфи. Заведение для душевнобольных по задумке режиссера не выглядит традиционно, хоть сколько нибудь пугающим и мрачным (как во втором сезоне AHS). Это скорее роскошно обставленный спа, загородная вилла для состоятельных и капризных особ. Это намерение усиливает внешний вид пациентов: они носят не больничные робы, а собственную одежды, поэтому мы видим пациентов, развалившихся в пижамных наборах шинуазри, стеганых халатах, смокингах и т. д.
Чтобы создать униформу медицинского персонала Эйрих и Гуцци изучили ежегодники школ медсестер, медицинские каталоги, вырезки из газет и иллюстрации о больницах и лечении того времени, чтобы оценить внешний вид пациентов. В итоге для костюмов медсестер был выбран сине-зеленый четырех-слойный шелк с индивидуально окрашенными пуговицами и пряжками на поясе в тон. Шляпы медсестер сделаны из того же 4-слойного шелка, что и платье, и накрахмалены для придания формы, как это делали медсестры того времени.
Образы Милдред Рэтчед
Все образы главной героини созданы согласно силуэтам 1947 года, разве что палитра сериала более яркая, чем это было в прошлом столетии. В том числе силуэт New Look, который модный дом Dior представил именно в 1947 году. Но тогда он не стал популярным: через два года после войны люди не могли себе этого позволить.
Персонаж Рэтчед может источать холодность и жестокость, но ее гардероб вызывает ощущение бодрости и радости. Милдред использует одежду как способ манипуляции, одежда помогает ей убеждать, утешать и контролировать.
Горчичный костюм Милдред из 1 эпизода - классика той эпохи. Точный и чистый силуэт, грозный и строгий образ, с помощью которого Милдред убеждает доктора Ганновера нанять ее. А чтобы героиня выделялась на любом фасаде больничной площадки, художники выбрали для пошива горчичный шерстяной креп.
Аксессуары Милдред - все винтаж, за исключением туфель от Remix в Лос-Анджелесе, любимой обуви художников по костюмам проекта для старинных репродукций.
Отдельного внимания заслуживает прическа Милдред. В одном из интервью Сара Полсон, исполнительница главной роли, отметила, что к 4-му сезону проекта прическа Милдред эволюционирует в ту, что была у Луизы Флетчер в фильме 1975 года - речь про укладку, напоминающую рога дьявола, чтобы передать, насколько злой она персонаж.
Доктор Ганновер
Тут все в деталях. Доктор Ганновер эгоистичен, красив и очарователен со стилем кинозвезды. Ну прямо Кларк Гейбл! Карманные часы, нагрудные платки, запонки, кольцо на мизинце - все это способствует его тщеславию.
Ленор Осгуд
Приглашенная звезда Шэрон Стоун интригует еще на стадии трейлера. Для ее ручной обезьяны создали отдельный гардероб!
Райан Мерфи хотел, чтобы Ленор выглядела как наследница, у которой есть все, поэтому удивительный дом и гардероб должны были показать тип класса, в котором она находится, чтобы иметь возможность нанять частного детектива. Он просто хотел, чтобы с нее «капали» бриллианты, даже в ванне.
Все образы для персонажа Шэрон Стоун были выполнены на заказ по образцам из костюмерных и исторических источников. А вот аксессуары, мех, перчатки и украшения собирали в винтажных магазинах.
Так комбинезон был разработан Эйрих и Гуцци, создан штатной командой закройщика Карине Авакян, и дополнен винтажным ремнем, который выкупили в магазине Golyester в Лос-Анджелесе.
Пальто в пол из перьев было куплено у одного из дружественных частных продавцов старинной одежды - Torso Vintage в Северной Калифорнии.
Это была единственная в своем роде вещь, и когда мы увидели ее фотографию, мы поняли, что она должна быть у нас!
Ребекка Гуцци
По сюжету взаимоотношения Ленор и ее обезьяны Петуньи - воплощение родительской любви и заботы, они как мать и дочь, поэтому дизайнеры по костюмам отразили это в образах персонажей, создав своеобразные family look.