Ранее мы разбирали как Жан-Пьер Жене работает с титрами в фильме «Амели», давайте продолжим раскладывать этот чудный фильм на атомы. Я хотел бы поговорить о такой детали как телевидение, то и дело встревающее в повествование этой картины. ТВ здесь работает, как ни странно, доставщиком новостей — иногда настоящих, а иногда происходящих в голове главной героини.
Прежде всего, телевидение повлияло на характер Амели еще в детстве, испытав чувство вины после того, как сосед возложил на нее вину за аварию. После этого неприятного инцидента, маленькая девочка, смотря телевизор, ощутила личную ответственность за все мировые катастрофы. Быстро поняв, что ее фигура не так влиятельна в этой вселенной, она решила ответить ничем иным как местью. Она бьет его по любимому занятию - просмотру футбола по телевизору. Это небольшое событие повлияло и на взрослую жизнь героини - во-первых, борьба за справедливость с помощью мести - бакалейщику Коллиньону за его грубое отношение к своему сотруднику Люсьену, и во-вторых, борьба со своим эго вплоть до конца фильма.
Но именно новость о похоронах принцессы Дианы, переданная по телевизору, дает старт, если позволите, приключениям Амели. В шоке от этой новости, Амели роняет крышку флакона духов, благодаря чему обнаруживает тайник со старыми вещами Доминика Бретодо. Хотя Амели каждый день сталкивается с реальным миром, она все же держится «на расстоянии» от него, поэтому неудивительно, что ее самое большое потрясение происходит не из-за каких-то жизненных ситуаций, а из-за того, что она видит по телевизору (как и в детстве, когда она увидела катастрофы и переложила их на себя).
Амели, также часто записывает то, что видит по телевизору, чтобы передать Дюфаэлю, который не может покинуть свою квартиру и никогда не смотрит телевизор (он, к слову, еще более далек от реального мира, чем она). Это способ дать ему возможность заглянуть в реальность.
В другие моменты телевизор дает нам возможность заглянуть в голову Амели, где происходят вещи не совсем соответствующие тому, что происходит в настоящем мире. Например, она воображает, что теряет сознание от истощения от добрых дел, а затем видит похороны по телевизору, и несмотря на то что, мы видим это вместе с ней, это все не по-настоящему, а показывает насколько далека от реальности героиня. (Жене таким образом явно высмеял филантропов, да и, в принципе, фильм много, но по-доброму, смеется над жизнью со всеми ее взлетами и падениями)
Однако, в конце концов, всё сводится к нашей действительности, а именно в тот момент, когда Дэфаэль отправляет запись главной героине, а не наоборот. Запись Дюфаэля побуждает Амели делать то, чего он не может - выйти за пределы квартиры (а в случае Амели за пределы ее головы) и жить в реальном мире. И она это делает.
Если вам понравился этот текст, то подписывайтесь на мой канал в телеграме "Колонка Мистера Фокса", где я еще больше касаюсь самого красивого мошенничества в мире - кино.