Постановка "Вертолет" в исполнении актёров Театра Берестяных Масок с. Казым - одновременно сложна и проста...Её пришлось разгадывать, как загадку! Начало было очень необычным... Зритель увидел четырех женщин в национальной одежде ханты-манси на сцене. Они стояли, молчали и смотрели прямо перед собой. Казалось, ничего не могло им помешать: ни зрители, входящие в зал и занимающие свои места, ни одинокие отзвуки телефонов , ни щемящая нервозность от ожидания начала и надоедающих медицинских масок. Они продолжали стоять! Создавалось ощущение, что смотрели прямо в душу... Зал затих и с нетерпением захлопал...
ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ.
Спектакль начался. Сразу стало понятно, что его авторы с самого начала были нацелены на уход от реальности...Им удалось воссоздать удивительную картинку, где сливались воедино два параллельных мира. И каждый, кто пришел на спектакль, как будто шел по очень тонкой грани, время от времени «вихляясь» и попадая в то или иное измерение…
Одна из сцен с затемнением произвела большое впечатление. Свет мягко начал угасать. И неожиданно начались странные звуки нагнетания. Многие заметно напряглись. Вдруг послышался звук ударов металла об металл. Появилась подсветка, и зрители смогли увидеть, как актриса в национальном костюме сидела возле небольшой кастрюльки, наполненной водой, и кидала в нее монеты. Мы мгновенно перенеслись на Север...Туда, где живет «дух ханты-манси»...Запах очага...Шёпот духов... Были неописуемые впечатления и ожидания что же случиться дальше?!
Казалось, подростки не смогут понять эту постановку с самого начала, но под конец, как-то разом, полностью сложилась картинка происходящего. Возник небольшой приступ сострадания и жалости к персонажам спектакля. Почему? Сложно сказать, просто «родилась» обратная связь. Зал был наполнен вопросами и нетерпением увидеть продолжение…
МНЕНИЕ КРИТИКОВ.
Действо закончено...Аплодисменты ...Человеческий гам и вспышки фотокамер, а твое тело до сих пор сидит и не может двинуться. В голове море мыслей переплетаются, а ты пытаешься поймать хоть одну из них за хвост...Получается не с первого раза, потому что это та постановка, с которой нужно «провести ночь», понять её, переосмыслить.
Оценивали Театр Берестяных Масок очень серьезные люди. Впервые побывав на настоящем профессиональном обсуждении критиков, эмоции не оставляли, а организм был «выжат, как лимон». Но вместе с этим, жадно вслушиваясь в каждое слово, соглашалась с ними:
"Было чувство, что ты не спектакль смотришь, а просто находишься в той истории и наблюдаешь со стороны. Все было так натурально и одновременно странно, что этот спектакль просто не оставит, тебя без внимания".
Конечно, у каждого критика было свое мнение и свои рекомендации к актрисам и режиссеру. Для этого и стоило остаться после спектакля и выслушать их очень интересные мысли! Оценили специфику спектакля. Его простоту и естество.
"Прекрасная органика, все приземлено, все о жизни. Спектакль проходил вне времени. Единственно что, пожалуй, разочаровало- так это отсутствие мобильности во время перестановки декораций. Над этим еще стоит поработать.
ИСТОРИЯ ПОСТАНОВКИ
« Вертолёт»- это история, основанная на реальных событиях. В 30-х годах прошлого века, многие родители села Кызым сдавали своих детей в главный интернат. О нём было много разных историй и загадок. Еще тогда, когда актеры театра Берестяных масок были детьми, они слышали те самые истории и рассказы, сны от своих родственников и знакомых. Или тех людях которым не посчастливилось оказаться там, и провести там свое детство.
– " Это что-то детского лагеря, но это не лагерь"— сказал один из детей интерната.
Тема детей, которых сдавали в интернат на время обучения, а то и вовсе отказывались от них- вот о чем толковали нам артисты необычного самобытного театра Ханты-Мансийского АО на протяжении полутора часов. Трагедия человеческих судеб, боль из-за невозможности в дальнейшем адаптироваться во взрослой жизни. В интернате не давали нормального образования, не было той "базы" качеств и умений для взаимодействия между людьми. История людей, которые с трудом искали себя в жизни…
Нам удалось пообщаться лично с руководителем Театра Берестяных Масок.
Блиц- интервью с Мариной Кабаковой.
— Как долго уже играете в театре ?
— Довольно давно, но как актриса, это всего мой второй спектакль.
— Есть ли у вас любимые роли ?
— Не могу сказать какая роль любимая. Потому что каждую роль проносишь через себя, и поэтому сложно сказать, любимая она или нет. Но оглядываясь назад, я скучаю по каждому спектаклю.
— Есть ли такой актер или актриса который вас вдохновляет ?
— Игорь Устинович и Анна Тюрнпу.
— Какие жанры предпочитаете играть, или за какими любите наблюдать ?
— Очень люблю фантастику. Но вообще, не обращаю внимание на жанры, смотря нравиться или нет .
— Какие качества нужны актеру ?
— Быть самим собой.
— Кто был вашим учителем ?
— Моими учителями были Анна Тюрнпу и Игорь Устинович.
— Что повлияло на вас стать актрисой ?
— На меня повлияла Анна Тюрнпу.
— Есть ли трудности в вашей профессии ?
— Конечно есть. Во-первых мы не профессиональные актеры, мы играем в свободное от работы время. И в этом есть трудности.
— Помните свою первую роль ?
— Да, роль фотографа.
— Какой раз вы уже посещаете фестиваль ?
— Уже в третий раз. Слышали о нем уже много, и давно мечтала на нем побывать. Шесть лет назад впервые сюда попала.
Как известно, театр не является профессиональным, он- любительский. И у актрис данного театра есть основные главные профессии: учитель, работница детского садика, медицинская сестра, повар, библиотекарь и так далее. Это и есть главная фишка этого творческого проекта. Невозможное возможно! Актеры театра- это обычные люди со своими проблемами в жизни. Поэтому спектакль получился таким естественным!
Автор: юнкор Наталья Боева
Объединение юнкоров Йошкар-Олы "ЮнАрт" при поддержке Республиканского Театра Кукол
Руководитель: Ирина Казакова-Мартынцева