Феномен Хауса
В 2004 году в США стартовал сериал на затасканную уже тогда больничную тему. Стартовал и переплюнул в рейтинговой таблице просмотров последний сезон культовых «Друзей». Как же так-то? Сегоднят и «Доктора Хауса» в России не знает разве что ленивый. Всего вышло восемь сезонов (четвертый - урезанный из-за забастовки ). Говорят, это был любимый сериал Барака Обамы. Создано куча фансайтов и словарей «хаусизмов». У нас (наивные) пытались снять что-то подобное. Тысячи мужчин разных возрастов переставали бриться, надевали пиджаки, джинсы и яркие кроссовки. Про интеллектуальный цинизм Хауса пишут книги. И практически каждая серия — подлинный шедевр. Никаких провисаний, никаких немотивированных поступков героев. Так в чем же разгадка Грегори Хауса?
Everybody lies
Знакомьтесь, Доктор Грегори Хаус. Он работает в больнице Принстон Плейнсборо, хотя ведет он себя здесь как у себя дома. Он не носит халата, не любит общаться с больными и хамит направо и налево всем, кто под руку подвернется. Еще у него есть трость и больная нога. А еще он наркоман, плотно подсевший на обезболивающие. Сразу и непонятно, зачем его вообще тут держат. Если не знать, что под его руководством целый отдел из трех человек, каждый из которых талантлив в своей области, а сам Грег — диагност, занимающийся случаями повышенной сложности. И даже не потому что больше некому. Скорее, потому что только за разгадыванием врачебных головоломок он забывает про боль. Про боль чуть ли не во всех ее возможных проявлениях.
Сложно просто взять и несколькими мазками набросать психологический портрет Хауса. Некоторые, к примеру, ругают его за чрезмерный цинизм и чисто научный интерес к пациентам. Здесь важно видеть, что сценаристы не берут ничего с потолка и нигде ничего не упрощают, иначе не был бы «Доктор Хаус» лучшим среди сериалов с концепцией «одна серия — одна ситуация», где главная сюжетная линия в виде канвы, иногда выходящей на первый план. Итак, Хаус прожженный циник-человеконенавистник. Это вызвано рядом причин, одна из которых — боль в ноге, из-за которой в свою очередь Грег вынужден наркоманить. Вторая — тяжелый разрыв с женой, так же связанной с больной ногой. Третья — сложное детство, в частности отношения с отцом. И из-за того, что Хаус такой несчастный, каким бы жизнерадостным вы ни были, меньше сопереживать ему не хочется.
Я уже говорил про боль, так вот, наверное, это здесь одна из ключевых линий. Отмечу, что медицинские случаи здесь не просто сложны, они и с психологией тоже увязаны. Болезни здесь зачастую лишь верхняя часть айсберга личной драмы, под которой прячутся тайны и пострашнее. А учитывая выбор, встающий перед пациентами (смерть или признание измены, признание любви как болезни, отказ от гениальности из-за нежелания воспринимать несовершенный мир) вкупе с отчаянными поисками счастья доктором Хаусом, каждая серия проекта становится по-настоящему шедевральной.
Что-то я увлекся нагнетанием черных туч. Конечно, юмор тут тоже есть и его много. И он почти всегда черный. И всегда исходит от самого Хауса. Жесткая, интеллектуально-повседневная, остросоциальная, соперническая манера Грега вести беседу способна довести искушенного зрителя до катарсиса, это я гарантирую. Отсюда исходит и единственно возможный минус сериала — определенный уровень «привыкаемости» к подобным выкрутасам. Я специально не говорю ни слова про команду Хауса и всех прочих персонажей. Скажу одно, все интересны до невозможности, а раскрытие личных характеристик будет граничить со спойлерством. Да и неблагодарное это дело, здесь все разносторонние до невозможности. Этим и цепляют.
На протяжении восьми лет с героями проекта много чего случится, начиная с неспешной раскачки в начале и до феерической концовки каждого сезона. И никакой боязни экспериментов — что в четвертом, что в шестом сезонах сценаристы ступают на дорогу перемен и доводят дело до конца. Касаемо последнего показанного на американском ТВ сезона — отказ от одной из ключевых особенностей Грега — опасное и в тоже время логичное нововведение, которое может как подпортить атмосферу, так и вознести ее на новый уровень.
И что в итоге?
«House M. D.» — одно из лучших телевизионных шоу начала XXI века, наравне с «Lost» и «Supernatural» в лучшие их времена. Вооружившись концепцией популярных медицинских сериалов, заимев харизму неподражаемого Хью Лори, используя вменяемый сценарий и не допуская расползания сюжетных хвостов Шор и компания уверенно держали марку до самого конца. Это достижение, что за восемь сезонов не было упущено ничего важного, созданного общими стараниями. Так что, если по какой-то страшной причине вы не посмотрели все серии и не купили себе оранжевые кроссовки — самое время восполнить пробелы.