Представьте, к Вам обратился клиент с заказом создать лендинг, например, интернет-магазин, где необходимо будет разместить косметические товары и средства ухода за телом.
Вы, конечно, охотно берете данный заказ в свои руки, так как веб-дизайн - это Ваша стихия, где Вы словно рыба в воде и можете за считанные дни создать прекрасную посадочную страницу с подключенной платежной системой, корзиной, формой обратной связи и т.д.
На берегу обговариваете условия с заказчиком, переводится первый платеж (предоплата) и далее Вы приступаете к работе.
Однако, клиент нервничает.
Поскольку его знания и умения в области веб-дизайна поют романсы, с приближением логического завершения сотрудничества с Вами, он все чаще начинает задаваться вопросами:
- А как дальше?
- Что будет, если что-то перестанет работать?
- Как добавить новые товары на сайт самостоятельно?
- Куда надо нажать, чтобы убрать из каталога отсутствующий на складе товар?
- Как изменить место расположения, адрес, контактные данные для связи?
И таких вопросов может быть огромное множество.
В связи с этим, клиент может обратиться к Вам с просьбой НАУЧИТЬ его делать то, что делаете Вы. И здесь начинается самое интересное...
Большинство фрилансеров просто не знает как реагировать на такое прошение и начинают явно перегибать палку в части "денежной компенсации" за дополнительное время сотрудничества с заказчиком.
Поэтому, во-первых! Как точно не стоит вести себя и отвечать на подобные просьбы клиентов?
- Впускать заказчика в процесс создания работы - решение неверное. Человек не знающий всей специфики Вашей деятельности банально может не запомнить все действия, что Вы совершаете и в будущем напутать/ошибиться/снести все к чертям...В чем, конечно, будете виноваты Вы.
- Вас ни о чем сверхъестественном не просили и кидать в клиента суммой за дополнительную "работу", которая, скажем, заключается просто в том, чтобы показать, как текст вставить в лендинг - абсурдно и не вежливо. Вы рискуете вмиг испортить отношения, что по итогу не оставит приятный осадок после работы.
- Не надо грубить, говоря - "Знаете, в этой области специалист я, поэтому лучше не лезьте в это дело!". Такие Ваши слова также могут изменить отношение клиента к Вам, поскольку фактически, Вы назвали его отсталым...
Да, все должны заниматься своим делом. Но нельзя не отметить желание клиента научиться чему-то новому и заодно успокоить свои нервы. Ведь что если до Вас не дозвониться? Не найти? А лендинг не работает...
Во-вторых, как лучше всего реагировать на такую просьбу?
- Если внесение правок в определенном количестве входит в Вашу стоимость, скажите об этом заранее! Пусть клиент будет спокоен, что у него есть как минимум 5 возможностей обратиться к Вам в случае коллапса.
- Предоставьте клиенту номер телефона/почты, хоть какие-то данные, через которые он сможет взаимодействовать с Вами. И обязательно укажите срок. Например, тестовый период в месяц. В течение этого времени, клиент может звонить Вам (в обозначенное время), писать и просить помощи.
ВАЖНО!
Четко обозначьте временные пределы Ваших созвонов. Поскольку сдать работу, год сидеть со спокойной душой, выполняя другие заказы и через полтора увидеть 20 сообщений от клиента, которому Вы делали лендинг - перспектива такая себе. У всего есть свои сроки.
- Вы можете согласиться на такую просьбу, но снова очертив пределы Вашей "консультации". Это будет не урок, не пособие и ни в коем случае "основы основ". Если объективно, Вы понимаете, что запрашиваемую информацию клиент может найти в интернете или на каналах Ютуб, не вредничайте и помогите человеку. Ему экономия времени - Вам +100 к карме))
- Если вопросов много и соглашаясь, Вы вынуждены предоставить полноценное обучение, скажите, что Вы достаточно ловко и профессионально справляетесь со своей работой и готовы похлопотать над заказом. Но Вы совершенно не умеете объяснять и преподавание не Ваша стезя.
Чем деликатнее Вы дадите понять, что обучение кого-то чему-то - не Ваш конек, тем приятнее будет та нота, на которой Вы разойдетесь со своим клиентом после сдачи работы.
Существуют ситуации, когда клиент сразу предлагает Вам совместную работу, где Вы исполнитель, а он зритель.
Был однажды у меня такой. Предлагал созваниваться по видео-связи и выполнять работу под его чутким руководством.
И честно признаться, к такому "контролю" я отношусь достаточно критически, поскольку ценность моей работы пропадает.
Если клиент обращается к специалисту, ищет профессионала в своем деле, чтобы поручить ему проект - значит он отдает отчет тому, что на человека МОЖНО положиться.
Работая в тандеме, где исполнитель словно заключенный, а заказчик - надзиратель, процесс может уйти в никуда. У всех свои взгляды, впечатления, вкусы и восприятие окружающей среды. На этой почве может произойти конфликт интересов и работа закончится, так и не начавшись.
Поэтому, милые клиенты. Дорогие заказчики.
Если Вы решились обратиться к специалисту, помните пожалуйста о том, что человек не просто носит такой статус. Значит он что-то знает. Что-то, чего не знаете Вы. Именно поэтому Вы готовы платить.
Благодарю за уделенное время.
С уважением, Кристина!