Появление вновь принятого сотрудника в коллективе зачастую доставляет дискомфорт не только новичку, но и его новому окружению. Не будем спорить, существуют и такие коллективы, которые только и занимаются разведением сплетен и поддержанием взаимной вражды и неприязни, но решение данной проблемы – целиком и полностью прерогатива руководства. Неприятие же новоиспеченного работника - довольно закономерное явление, вызванное защитной реакцией сотрудников и подкрепленное настороженностью и незнанием, чего же от вас можно ожидать. Это – нормальное явление. Иногда бывает, что напряженность по отношению к вам не исчезает с течением времени, сигнализируя о том, что следует проанализировать свое поведение, выявить и ликвидировать негативные стороны. Такие меры помогут завоевать расположение окружающих людей и восстановить благоприятный микроклимат в коллективе. Ведь вражда и склоки превращают рабочий процесс в невыносимую и малопродуктивную каторгу.
Как выглядит коллективный бойкот?
Неприязненное отношение легко заметить. Если новые коллеги не обращают внимания на ваши просьбы, неприветливо отвечают, без причины делают вам замечания, неприятно шутят, всячески пакостят и шепчутся у вас за спиной – сомнений быть не может: вы в немилости у народа. Если не пытаться улучшить сложившуюся ситуацию, чем же это грозит? Даже самому опытному и грамотному специалисту на первых порах работы в новой компании не обойтись без помощи «местных». Став же изгоем, на взаимопомощь не надейтесь. А это в разы усложнит задачу по успешному прохождению стажировки, что грозит увольнением и равнодушными взглядами бывших коллег, навсегда провожающими вас из данной компании.
Чтобы избежать подобных неприятностей, все же стоит прислушиваться к замечаниям коллег и внимательно контролировать свое поведение. Если вам говорят, что не следует разговаривать на личные темы по телефону во время рабочего дня, - коллеги совершенно правы. Ведь таким образом вы мешаете им работать и сами ничего полезного для рабочего процесса не делаете. Если вы постоянно проситесь уйти домой пораньше, да и вообще ведете себя слишком самоуверенно и развязно, будьте готовы к раздражению коллег. Помните: правила для всех сотрудников едины и каждый получает по заслугам.
Кого невзлюбят или как нельзя себя вести новичкам?
Поведение вновь принятого работника может вызвать негодование людей даже незначительными промахами. Особенно это проявляется в случае прихода новичка вместо всеми любимого сотрудника либо же, когда на данное место претендовали специалисты, довольно долго проработавшие в данной фирме. Не стесняйтесь и лучше сразу уточните эти моменты у новых коллег или у начальства.
Бывает и так, что новичка не принимают в коллектив по причине его поведения, которое и вызывает вполне закономерное отторжение обществом нового элемента. Существует несколько отрицательных типов поведения в коллективе:
- грубиян, агрессор – человек, отличающийся выраженной агрессией и наглостью поведения. Это проявляется в постоянной критике окружающих, повышении голоса, проявлении злости и нетерпения к людям;
- всезнайка – человек, имеющий довольно категоричные ответы на все задаваемые вопросы, но не способный признать того, что его мнение зачастую ошибочно. Несомненно, каждый человек хочет проявить свои знания, умения и навыки с лучшей стороны, дабы заслужить всеобщее признание. Но не стоит перегибать палку и быть чересчур самоуверенным;
- болтун – человек, слишком напористый в желании пообщаться, стремящийся вмешаться не только в работу коллег, но и в их личные сферы жизни, постоянно раздающий бестолковые советы, обсуждающий остальных людей, сериалы и прочие глупости. Общительность и открытость – не плохие качества, но главное не переусердствовать.
Если в одном из указанных характеров вы узнали себя любимого, потрудитесь приложить усилия и начните менять характер в лучшую сторону.
Как расположить к себе коллег?
В случае возникновения неприязненного к вам отношения со стороны коллектива, постарайтесь следовать правилам поведения, которые помогают большинству ваших «товарищей по несчастью» быстрее влиться в новое общество:
- ответствуйте общепринятым нормам поведения на работе;
- стремитесь качественно выполнить порученную вам работу, при этом обращайтесь за помощью к коллегам. Люди снисходительно относятся к неопытным сотрудникам;
- постарайтесь определить, кто является неформальным лидером, и постройте отношения в первую очередь с этим человеком;
- постарайтесь отыскать общие темы для общения с сотрудниками;
- но в то же время не теряйте стойкости характера. В ситуации, когда в вашем арсенале имеется достаточное количество аргументов и доводов, а также у вас есть уверенность в своей правоте, можете не стесняться и отстаивать свою точку зрения. Ведь подхалимов также не любят, как и всезнаек или грубиянов.
Вот, в общем-то, и весь необходимый вам арсенал знаний для успешного вхождения в новый коллектив. Помните все вышесказанное, не пытайтесь навязать с порога свою линию, держитесь бодро и уверенно, но вместе с тем, просто и дружелюбно и вскоре вы станете неотделимой частью единого целого, называемого замечательным словом – коллектив.