Найти тему
Shatff

The Beatles – «Abbey Road», 1969-й

26 сентября 1969 года в Соединённом Королевстве вышел одиннадцатый (если не считать саундтрек «Волшебного мистического путешествия») студийный альбом «битлов» – «Abbey Road». По факту, пластинка станет для The Beatles последней; «Let It Be» будет выпущен уже после распада группы, в него вошли записи, сделанные ещё до «Abbey Road».

Работа стартовала в феврале, и продолжалась, с перерывами, до августа. Запись впервые прошла на восьмиканальный магнитофон. Продюсировал Джордж Мартин. Ассистировал звукоинженер Алан Парсонс, который вскоре поработает над «The Dark Side of the Moon» Pink Floyd и создаст свой успешный проект; также в записи участвовал клавишник Билли Престон. Паузы возникли сначала из-за съёмок Ринго в фильме «Волшебник», а затем в связи с автомобильной аварией, в которую угодили Джон и Йоко. Йоко предпишут постельный режим, и Леннон установит её кровать в студии, чтобы Оно могла присутствовать при записи, как и раньше, постоянно вступая в дискуссии с музыкантами.

Между тем, начиналось всё с самых благих намерений – после конфликтов при записи «White Album» Маккартни попросил Мартина собрать группу вместе, «как в старые добрые времена»; тот согласился – при условии, что ему дадут возможность продюсировать в духе ранних альбомов и будут соблюдать дисциплину. Все (даже Леннон) согласились, хотя Харрисон позже скажет: «Было ощущение, что мы дошли до края».

Джон хотел, чтобы его песни вошли на одну сторону пластинки, а Пола на – другую. Также он сильно не одобрял замысел Мартина и Маккартни насчёт попурри; Леннон считал такие композиции «…мусором, кусками песен, слепленных вместе»; впоследствии, музыкант будет отзываться о «Abbey Road» неодобрительно.

«Come Together» была сочинена Ленноном под названием «Let's Get It Together» для несостоявшейся избирательной кампании известного пропагандиста психоделиков Тимоти Лири на пост губернатора Калифорнии (его соперником был Рональд Рейган). За позаимствованную у Чака Берри фразу «Here come old flat-top» Джона едва не засудят. Песня выйдет синглом с «Something» Харрисона, которую он изначально предложил Джо Кокеру (и вскоре тот её запишет). Джордж вдохновлялся Рэем Чарльзом, а первую фразу позаимствовал из названия трека певца Джеймса Тейлора. Песня станет первым № 1 «битлов», не принадлежащим авторскому дуэту Леннон – Маккартни; Пол называл «Something» лучшим произведением Харрисона, Леннон счёл её лучшей на альбоме. (Примечательно, что обе песни, а также несколько других из «Abbey Road», выпустила советская «Мелодия»; перепали ли «битлам» роялти – неизвестно).

«Maxwell's Silver Hammer» предназначалась Маккартни для «Белого альбома», но тогда была отвергнута; Джон отказался участвовать в записи, назвав трек «ещё одной песней бабушки Пола». Харрисон устал в процессе записи, поскольку «…нам приходилось повторять снова и снова, пока Пола не устроил результат». Также Полу принадлежит ду-воп композиция «Oh! Darling»; он отрабатывал вокал целую неделю, считая, что на первых дублях тот был «слишком чистым». Леннон полагал, что песня больше подходила ему – но…

«Octopus's Garden» стала вторым и последним сольным номером Ринго; она вдохновлена его поездкой в Сардинию. «I Want You (She's So Heavy)» навеяна взаимоотношениями Джона и Йоко. «Here Comes the Sun» Харрисон сочинил, прогуливаясь по саду в усадьбе Эрика Клэптона; Леннон в то время отходил от аварии и в записи не участвовал. На «Because» Джона вдохновила Йоко, игравшая «Лунную сонату» – по словам музыканта, он предложил жене сыграть аккорды в обратном порядке, и на основании этого написал песню.

«Abbey Road» сейчас воспринимается, практически, как сборник хитов, но в своё время критики встретили пластинку скептически. Фанаты бурно отреагируют на обложку, где музыканты переходят «зебру» у знаменитой EMI Studios на Эбби Роуд; при этом Маккарти идёт босиком и «не в ногу» с остальными «битлами», что породит стойкие слухи о его гибели и подмене двойником. (У фотографа было десять минут, на которые удалось перекрыть движение). Креативный директор Apple Records Кош настоял на том, чтобы британское издание вышло без названия и имён музыкантов, поскольку «…в этом нет необходимости; это самая знаменитая группа в мире».

Невзирая на критику, альбом продержится 11 недель на первой позиции UK Albums Chart; на неделю будет смещён «Let It Bleed» роллингов; вернётся ещё на шесть недель; и уступит «Led Zeppelin II». Billboard Top LPs пластинка возглавит на 11 недель, и станет самой продаваемой в 1969-м. В японской «сотне» «Abbey Road» продержится 298 недель, поставив не побитый доныне рекорд. Альбом возглавит чарты Австралии, Испании, Канады, Нидерландов, Норвегии, Швеции. Суммарный тираж пластинки, по несколько устаревшим сведениям, превысил 31 миллион копий.