Найти в Дзене
О комиксах серьезно

“Три тени“: светлый комикс о смерти ребенка

И снова здрасьте! Оправдываться не буду: комиксы не являются частью моей работы, поэтому отдаюсь им тогда, когда есть желание и возможности.
Так уж получилось, что незадолго до паузы я прочитала два произведения о смерти ребенка — повесть “Оскар и Розовая дама“ Э.-Э. Шмитта и графический роман “Три тени“ С. Пердосы. Произведения абсолютно разные, но оба написаны без истеричного надрыва по поводу

И снова здрасьте! Оправдываться не буду: комиксы не являются частью моей работы, поэтому отдаюсь им тогда, когда есть желание и возможности.

Так уж получилось, что незадолго до паузы я прочитала два произведения о смерти ребенка — повесть “Оскар и Розовая дама“ Э.-Э. Шмитта и графический роман “Три тени“ С. Пердосы. Произведения абсолютно разные, но оба написаны без истеричного надрыва по поводу детской смерти, что для западной цивилизации является своего рода табу. Или так: всемирно известный педагог-гуманист Януш Корчак призывал относиться к каждому ребенку как к полноценному человеку, а не как к “полуфабрикату“, которому только предстоит стать человеком, когда он вырастет. Отказ ребенку в праве на смерть, по Корчаку, обесценивает детскую жизнь, какой бы короткой она ни была. Оба упомянутых произведения написаны с чувством глубокого уважения к детской жизни, а также с мыслью о том, как тяжело родителям принять смерть своего ребенка.

Как вы уже поняли, сегодняшний рассказ — о графическом романе Сирила Пердосы “Три тени“.

О чем? Много, очень много лет тому назад жила-была одна счастливая ячейка общества: папа, мама и маленький сынишка. Жили они не тужили, охотились на мелкую живность, собирали грибы да ягоды, короче, радовались простым вещам, пока на горизонте не появились зловещие тени трех всадников. Всадники держались на некотором расстоянии от дома, но стоило только отцу сделать попытку приблизиться к ним, как те исчезали, чтобы вновь появиться спустя какое-то время. Все это раздражало отца, действовало угнетающе на мать и пугало ребенка. Наконец, женщина не выдержала и на рассвете отправилась в ближайший город к местной колдунье. Та сообщила обеспокоенной матери, что всадники пришли за мальчиком, и порекомендовала смириться, так как избежать смерти ребенка все-равно не удастся. Реакция отца было бурной и решительной: он вознамерился обмануть посланников смерти и, схватив малыша в охапку, дал дёру. Так началось полное приключений путешествие отца и сына, которое изменило отца и завершилось тем, что с самого начало было неизбежным.

Что понравилось? Во-первых, захватывающий сюжет. Поначалу комикс кажется простым и незамысловатым, но быстро понимаешь, что это обманчивая простота, которая усложняется на глазах, и повествование стремительно приобретает причудливый рисунок. Во-вторых, экспрессивный рисунок.

Что не понравилось? Рисунок настолько экcпрессивен, что некоторые кадры тяжело разобрать. (Хочется надеяться, что такова задумка автора, стремящегося вывести читателя из состояния пассивного восприятия.)

Интересно. В 2008 году роман “Три тени“ завоевал один из главных призов фестивfля комиксов в Ангулеме. Несколько лет спустя француз португальских кровей Педроcа увез из Ангулема приз зрительских симпатий за другой графический роман “Португалия“.

Лирическое отступление №1. Каюсь, я читала пиратский перевод, найденный на просторах рунета. Отсюда португальское Сирил вместо французского Сириль и Пердоса вместо Пердоза. Однако, у тех, кто живет в России, есть возможность купить легальную версию, так как в прошлом году “Три тени“ вышли в издательстве “Манн, Иванов и Фербер“.

-2
-3
-4
-5
-6

Лирическое отступление №2. Если по какому-то недоразумению вы не знаете, кто такой Януш Корчак, то вам сюда.