Влияние информационных технологий на формирование информационной культуры студентов
Взрывной характер изменений приводит к тому, что знания в повой информационной среде устаревают с рекордной скоростью. В областях, которые относятся к высоким технологиям, «период полураспада знаний» составляет 2—2,5 года, в других областях он несколько больше, но вряд ли превышает семь — восемь лет. Например, не прошло и десяти лет с момента появления Интернета, как идеология создания новых ресурсов принципиально изменилась. На смену технологии Web 1.0 пришла Web 2.0, которая позволяет объединять в соответствии с некоторыми общими принципами различные веб-службы и веб-сервисы в единую информационную среду, снабженную пользовательским интерфейсом для совместного создания и использования информационного контента.
К числу наиболее популярных ресурсов Web 2.0, используемых для научных и образовательных целей, в настоящее время можно отнести:
— блоги {web-log или blog), ориентированные на организацию персонального информационного пространства пользователя в виде дневника (журнала), позволяющего публиковать, хранить, обрабатывать, передавать различную по виду и содержанию информацию и осуществлять ее поиск во всем массиве данных;
— социальные сети, позволяющие образовывать открытые и закрытые сообщества по интересам для коллективного обсуждения различных вопросов и осуществления совместной деятельности;
— вики-проекты — ресурсы коллективного создания гипертекста, предназначенные для формирования электронных и медиа-библиотек, в состав которых включены каталогизированные тематические базы энциклопедических, справочных, словарных, иллюстративных и других документов и данных для обеспечения адресного поиска и свободного сетевого доступа;
— социальные мультимедиа, предназначенные для хранения и совместного использования, обмена, комментария и редактирования графической, аудио- и видеоинформации, фотографий, анимации и др.;
- социальные поисковые системы и сервисы закладок, ориентированные на совместный поиск информации и коллективное создание, обмен и систематизацию ссылок на тематические интернет-ресурсы;
— социальные геоипформациоипые системы, обеспечивающие совместное описание, редактирование, актуализацию, сопоставление и использование для решения прикладных задач знания, привязанные к тому участку местности, информацию о котором несут.
Помимо этого, создаются и развиваются новостные, образовательные, научные, экономические, маркетинговые, развлекательные, познавательные, игровые интернет-ресурсы, в функционировании которых используются механизмы социального взаимодействия пользователей для создания и управления коллективным знанием, которыми во всем мире сегодня пользуются свыше одного миллиарда человек.
Как отмечает один из разработчиков концепции Web 2.0 Т. О’Рейли, отличия повой технологии состоят в следующем:
— публикацию сменяет соавторство;
— фиксированные ресурсы уступают место живым журналам;
— таксономия изменяется на фолксономию (способ связи элементов, но не иерархически, как в таксономии, а равноправным отношением).
Теперь для того чтобы стать автором сайта, достаточно иметь доступ к Интернету, не нужно владеть программированием или обладать какими- либо специальными навыками. К тому же размещение ресурсов становится бесплатным.
Естественно, это изменяет характер отношения к символам и культурно-историческому опыту, иным становится само отношение к знаниям и способам использования инструментов. На первый план выходит личный опыт, и то, что знают другие, часто представляется устаревшим, утратившим актуальность. Современный пользователь Сети не потребитель, а создатель новых ресурсов. В качестве примера можно привести создание «новояза» в Интернете.
В результате использования информационных технологий происходит изменение культуры как способа взаимодействия с окружающим миром и с самим собой.
Таким образом, информационные технологии привносят в нашу жизнь не только новые возможности, но и новые проблемы. С учетом того, что одним из приоритетных направлений совершенствования образования в развитых странах мира является применение новых информационных и коммуникационных технологий, очень важным становится вопрос образовательной культуры, непосредственно связанный с основным вызовом эпохи — обучением в течение всей жизни. Стихийное становление новой информационно-образовательной культуры привело к возникновению следующих проблем.
1. Скандалы, которые прокатились по западным университетам, были связаны с обнаружением «интернет-плагиата», т.е. использования интернет-ресурсов при выполнении учебных заданий. Это высветило проблему информационной насыщенности. Доступность больших объемов информации в сети Интернет снижает мотивацию обучающихся к генерированию нового знания. К сожалению, получая доступ к информационным ресурсам, студенты стремятся минимизировать свои усилия и вместо самостоятельной подготовки эссе, курсовых и дипломных работ сдают компиляцию чужих мыслей. Вместо того чтобы интерпретировать доступную информацию, сопоставлять ее со своим опытом и создавать личное новое знание, студенты и слушатели предпочитают искать информацию в Интернете и «механически» трансформировать ее в ожидаемый от них результат. При этом часто происходит подмена знания информацией, стираются различия между знаниями и информацией, нс вырабатываются навыки критического анализа информации, который ведет к формированию знания. Данная проблема актуальна для всех стран. Об актуальности проблемы плагиата для России говорит уже то, что в 2006 г. Высший аттестационный комитет (ВАК) начал использовать систему «Антиплагиат.ру» для анализа диссертационных исследований. В Государственном университете — Высшей школе экономики — каждый студент, который выходит на защиту выпускной квалификационной работы — бакалаврской, магистерской, специалитета, — должен отправить файл со своей работой в систему «Антиплагиат», установленную на портале Университета, которая автоматически, после заполнения элементарной формы распечатывает регистрационный листок, присваивает уникальный номер, подтверждающий, что файл с работой в систему отослан. Этот документ теперь должен прикладываться к работе вместе с отзывом научного руководителя и рецензента. С 2008 г. это обязательный документ, один из элементов допуска к защите. При этом работа первоначально попадает не в саму систему «Антипла- гиат», а во внутреннюю базу текстов ГУ-ВШЭ, из которой затем отправляется в систему для проверки. Нужно сказать, что эта акция оказалась организационно успешной. Через корпоративный портал было загружено почти две с половиной тысячи студенческих выпускных работ1.
2. Интернет-зависимость. Данная проблема связана с бесцельным блужданием в Интернете. Причем отсутствие возможности его осуществлять приводит к ухудшению настроения и депрессии. К. Янг отмечает, что имеются факты, когда в результате депрессии, вызванной отказом от применения Интернета, люди совершали попытки самоубийства и проявляли жестокость по отношению к своим родственникам. Пока нет клинических данных, подтверждающих, что этот феномен является заболеванием. Однако можно говорить о таких последствиях интернет-зависимости как хроническое недосыпание, неразумное расходование семейных сбережений, возникновение проблем в семейной жизни.
3. Снижение мотивации при дистанционном обучении. В исследованиях Г. Астляйтнера было выявлено, что при использовании электронных форм обучения учащиеся бросают учебу в два раза чаще, чем при традиционных формах обучения. Опасность формального подхода при организации дистанционного обучения отмечалась также в исследовании.
4. Проблема качества информации. Интернет предоставляет возможность легко получить информацию, однако вопрос о ее качестве остается открытым. Цели разработчиков ресурсов сети могут самыми разными (например, в Интернете существуют сайты для желающих покончить жизнь самоубийством с описанием способов ухода из жизни). В областях сильной конкуренции создатели сайтов могут быть заинтересованы в сокрытии знаний или публикации заведомо ложной информации. В таком случае информационные ресурсы Интернета становятся источником дезориентации, формирования ложных представлений.
Стихийное становление культуры работы в сети Интернет имеет ряд существенных недостатков и, что самое важное, оно не обеспечивает условий для эффективного использования Интернета в образовании.
Таким образом, развитие современных технологий существенным образом меняет жизнь общества и оказывает влияние на информационную культуру. Знание законов распространения информации в материальном мире, ее свойств и функций, роли в процессах формирования мышления, поведения, социализации и самореализации представляет собой фундаментальную основу информационной культуры.
Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, основой которой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.
Таким образом, Интернет полностью изменил жизнь тех, кто им пользуется. Сама Всемирная сеть лишь новая оболочка, иод которую за последние десять лет адаптировалась большая часть досетевых общественных явлений и моделей общения. В результате Интернет стал площадкой для ведения бизнеса, возможностью для завязывания и подержания отношений самого разного типа, клубом по интересам, средством самовыражения и социального протеста. Интернет ускорил и упростил большинство известных ранее процессов, что привело к удешевлению самых разнообразных операций, в первую очередь связанных с бизнесом. Многие экономисты считают, что именно развитие Интернета и информационно-коммуникационных технологий катализировало период экономического роста начата 90-х гг. XX в.
Еще одним важным следствием развития Интернета стало резкое увеличение источников и каналов получения информации. Социальные сети, блоги, сервисы мгновенных сообщений полностью изменили информационную картину, разрушив монополию традиционных игроков — средств массовой информации. Все это способствовало тому, что ИФЛА был принят «Манифест ИФЛА об Интернет».