Была такая шутка:
"Стояли миссионеры на берегу, смотрели на скалистый остов с храмом среди Катуни, и разговаривали.
- Остров - есть.
- Иоанн Богослов - есть.
- Пусть и Патмос будет!"
Так сложилось, что исходя из своего жизненного девиза: «пробуй новое – не возвращайся к старому», я приняла предложение своей знакомой помочь в сувенирной лавке, что располагается на территории Архиерейского подворья, на площадке у моста, ведущего на Катунский островок Патмос, где воссоздан храм им. Ап. Иоанна Богослова.
Первый чемальский храм был построен трудами иеромонаха Иоанна в 1849 году во имя святого апостола – евангелиста Иоанна Богослова на берегу реки Катунь. С постройкой храма здесь основывается Чемальский стан Алтайской духовной миссии. Напротив стана находился скалистый островок, который местные миссионеры назвали Патмос, избрали его местом уединенной молитвы. 9 августа 1855 года этот остров был освящен Томским епископом Парфением. Святитель сделал собственноручную надпись на камне:
« 1855 года августа 9-го дня, на память святаго апостола Матфия, освящен остров сей во славу Единосущныя и Живоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна»
Парфений, епископ Томский.
В 1861 году в чемальский стан был назначен молодой помощник иеромонах Макарий (Невский).
Вот как описывала это событие А. И. Макарова-Мирская в книге «Апостолы Алтая».
«Вот он, Чемал наш! – слабым голосом сказал больной миссионер,
- Люблю я эту красоту горную: тут каждая тропа знакома мне вверх по Катуни до восьмидесяти верст и вниз до пятидесяти по Чемалу, Куюму и Эликманару –везде красота Бижия. Если у вас душа природу любит, эту книгу Божию, то вам тут будет хорошо, брат мой.
Тихо кашляя, больной внимательно вглядывался в молодое красивое лицо, читая светлую душу в глазах юного монаха, заглядевшегося на далекие горы.
- Правда, жутко бывает иногда в ночи ненастные: бор шумит уныло в лощине за домом этим, гул поднимается, точно грохочет бубен, завывания слышатся дикие… В Чемале верят люди, что это камы (шаманы) поднимаются, и моему взору иногда представлялись смутные тени, окружающие дом… а вы так молоды.
- Вам, наверное, некогда было думать много об ужасах этих, - улыбнулся юный иеромонах. Но старший покачал головой:
- Я ко всему должен приготовить Вас: зимой, когда снега засыпают Алтай, здесь мертвая тишина стоит, даже Катунь замерзает и бьется только в полыньях… жутко человеку привычному,… а вы – так молоды.
Но его пытливый взгляд, устремленный на молодое лицо, осветился довольством, когда его приемник произнес:
- Со мною Господь! Ведь я желал сюда – ради любви и подвига… Не бойтесь за меня: Господь – мой помощник.
- Так… так, вы правы: Он – помощник,… а люди, брат мой, тут добрые, кроткие, суеверные только до страсти; от всего невидимого трепещут, бедные. Темные люди… Патмос мой посещать не забывайте; хорошо на нем; там кроме ропота Катуни голоса человеческие не услышишь: о камни она бьется мятежная, одна нарушая молчание пустыни… Придется вам бороться тут с невежеством, лечить немощи и телесные и духовные…
Труда сколько хотите, будет…»
И вот, молодой, энергичный, горячо верующий о. Макарий, деятельно принялся за распространение и утверждение православной веры в Чемале и его окрестностях. В совершенстве изучив алтайский язык еще в первые годы служения в миссии, он на коне, а по рекам на лодке объезжал поселения алтайцев с проповедью о едином боге, о сотворении мира, о назначении человека. Делами подтверждая превосходство христианской веры над язычеством Лечил больных. Новокрещенным о. Макарий помогал строить жилье, привлекал для этого и других новокрещенных, уча их на деле оказывать христианскую помощь, милосердие. Сострадание к ближнему. Успеху проповеди помогало и обаяние личности самого о. Макария. Он отдавал все свои силы, чувства и мысли на служение ближним.
Отец Макарий находил отрадное упокоение на тихом Патмосе. Уединившись на острове. Можно было оставить все попечения там, за водами реки и в тишине ночи, созерцая сияние мириадов светил, возносить ум и сердце свое ко Творцу всяческих: «Молитву пролию ко Господу, и тому возвещу печали моя…»
Мы не знаем, что переживал о. Макарий на маленьком катунском островке. Все это останется сокровенной тайной, покрытой глубочайшим смирением Святителя. Только на протяжении всей своей жизни, куда бы и на какую бы высоту ни поставил его промысел Божий, он всегда стремился в родной для него Чемал, уединиться на любимом Патмосе. Остров так и называли Владыкин Патмос или остров Макария.
В 1871 году о. Макарий был возведен в сан игумена. В 1883 году в сан архимандрита. В 1884 году – хиротонисан во епископа Бийского. С 1891 года – епископа Томского. В 1912 году указом императора Николая Александровича архиепископ Томский Макарий назначается на Московскую кафедру с возведением его в сан Митрополита Московского и Коломенского.
Отец Макарий составил и напечатал первый «Алтайский букварь» и первые православные книги на алтайском языке. Современный литературный алтайский язык во многом сформирован благодаря его подвижнической деятельности. Более сорока лет жизни святителя была тесно связана с Алтайской духовной миссией, в которой он прошел различные ступени служения, от учителя миссионерских школ до начальника Миссии.
Удивительна судьба первого Чемальского храма: за всю свою дореволюционную историю он освещался четыре раза. Сначала был походным храмом с антиминсом в честь Иоанна Крестителя. Затем, в 1860 году, храм был освещен как постоянный в честь святителя Николая Чудотворца. В 1875 году храм получает статус молитвенного дома в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при сиротском приюте. И, наконец, в 1914 году храму было решено придать мемориальное значение.
Храм перенесли на любимый святителем Макарием остров, который он назвал Патмосом. Торжественное освящение возрожденного храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова было совершено епископом Иннокентием Бийским 9 августа 1915 года, ровно через 60 лет после освящения острова епископом Парфением. По словам епископ Иннокентия: «Убог этот храм, но он дорог нам как памятник молитвенных подвигов и поистине апостольских трудов Владыки нашего, Высокопреосвященнейшего митрополита Макария». К этому событию на остров был смонтирован пешеходный мост с опорой на лиственничные укосины. Мост был с восточной стороны.
История храма оборвалась в середине 20-х годов прошлого века. К сожалению, точных и достоверных сведений о том, как и когда храм был разрушен, не сохранилось.
В 1998 году на остров перекинут подвесной мост. Только теперь он был сделан не с восточной стороны, а с южной, и не на лиственничных опорах, а на стальных тросах к осени 2000 года трудами супругов Павловых – Виктора Николаевича и Гаяне Степановны, храм в честь Иоанна Богослова был построен заново. 10 января 2001 года он освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием и передан Знаменскому монастырю города Барнаула. В Чемале был открыт Иоанна-Богословский скит.
Сегодня комплекс Архиерейского подворья включает в себя храм в честь апостола Иоанна Богослова на острове Патмос, деревянный храм святителя Макария Алтайского и жилые кельи.
В храме находятся очень почитаемые верующими иконы: Христа Вседержателя, Богородицы Знамение и святителя Николая Чудотворца дореволюционного письма, переданная храму жителями Чемала. Эти иконы постепенно стали сами восстанавливаться. Есть многочисленные свидетельства о том, что Господь, по молитвам верующих у этих икон, дарует бездетным супругам детей.
Рядом со входом в храм в гроте скалы находится изображение рождевственного сюжета поклонения волхвов Младенцу Христу, а с другой стороны храма – величественно возвышается высеченное из камня изображение Божией Матери с Младенцем. Это изображение сделаны монахиней Барнаульского Знаменского монастыря Филофеей (Лобановой).
Путешествия продолжаются... Ольга Шадрина, архивные фото, фото автора