Мнение, что фильмы стареют, лишь отчасти отвечает истине. На самом же деле время просевает поток фильмов. Шедевры будут смотреть всегда. Есть японские фильмы, оставившие в моей душе радость подлинного восторга и счастья! Это, прежде всего, ленты «Семь самураев» и «Легенда о Нараяме».
. Фильм кинорежиссера Акиры Куросавы «Семь самураев» значительно отличается от обычного самурайского кино. Великий мастер всегда думал о том, насколько его фильмы помогут изменить современный мир. Во время съемок ленты «Семь самураев» внимание всей Японии было приковано к начавшейся борьбе рыбацкой общины Утинадо против американских властей, пытавшихся отторгнуть земли общины под американский военный полигон.
К моменту съемок ленты Куросава уже имел опыт картин в жанре дзидайгэки – обычном историческом самурайском кино. Поначалу он и собирался сделать такой фильм, но случайно нашел сюжет о деревне, нанявшей семь обедневших самураев для защиты от бандитов. Куросава поначалу показал, как далеки друг от друга крестьяне и самураи.
Но потом начинается схватка с бандитами. Когда самурай видит на вершине горы одного из бандитов, он подпрыгивает вверх от счастья. Наступает момент, к которому самурай готовился всю жизнь. Но потом в долгой схватке, она идет под проливным дождем, оказывается, что побеждает крепкий союз.
Крестьяне, от которых самураи себя отделяли, в схватке сумели показать себя мужественными воинами. Схватка завершается и подводится печальный итог: в живых осталось только три самурая. На экране идет потрясающая картина крестьянского труда. Это скорее танец, а не труд, это даже счастье быть сеятелем, жить ради мирных целей.
А что ожидает самураев? Исторически они превратятся в наемных убийц. Поэтому хотя схватка с 40 бандитами выиграна, у искусства убивать нет перспектив. Куросава в отличие от Голливуда никогда не показывал, как убивают человека, даже в схватке. Он показывал это отраженно, чтобы зритель не превратился в убийцу хотя бы мысленно. Режиссеры Нового Голливуда назвали себя детьми Куросавы, они научились у него многому.
.В Японии есть образы, всегда влияющие на образ мыслей и жизнь художников. Это, прежде всего, классический образ священной горы Фудзиямы, представляющей собой курящийся вулкан с острой вершиной, вечно покрытый льдом. Японцы считали её горой даосских бессмертных; поднимающийся дым якобы исходил от зажжённого в жерле эликсира бессмертия. Любой, кто покорит вершину, это бессмертие приобретёт.
Древние традиции повлияли на творчество японского кинематографиста Сэхея Имамуры. Его фильм «Легенда о Нараяме», награжденный «Золотой Пальмовой ветвью» Каннского фестиваля, демонстрировался на экранах страны еще в 80- е годы и был, пожалуй, первым японским фильмом, вызвавшем живой интерес зрителя.
Исполняя долг сына, Тацухэй относит мать - главную героиню фильма, Орин на гору, по дороге узнав от нее о примете, если это начало зимы и выпадет первый снег, то это верный знак, что душа того, кому предстоит путь на небеса, попадет в рай. Возвращаясь назад, уже без матери, герой становится свидетелем драки, сын несет на гору отца. И когда вдруг пошел первый снег, сын неожиданно принимает решение вернуться. Тацухэй видит мать в сверкающих на ее одежде снежинках, и они улыбаются друг другу.
Владимир Жерехов