Уральское казачье войско конца 19 века-начала 20 века представляло собой довольно архаичную структуру. Из-за сильного влияния старообрядчества в войске, его мало коснулись имущественные проблемы других казачеств.
Пока в других казачествах активно процветали капиталистические отношения, связанные с личной собственностью на землю в Уральском казачестве всеми хозяйственными делами ведали правление во взаимодействии со съездом выборных.
Оно четко распределяло землю между всеми семьями. При этом никому не разрешалось получать чего-либо сверх установленных норм. Это считалось не по христиански.
Отсюда и такое большое развитие получило среди уральских казаков именно рыболовство. Оно позволяло получать доход сверх установленных норм.
Например, в землях Астраханского войска, несмотря на обилие рыбы в низовье Волге и в её протоках, доходы от рыболовства значительно уступали доходам от земледелия или животноводства. Кроме того, лучшие рыболовные угодья сдавались в аренду иногородним рыбопромышленникам. В водах Терека, а также в Каспийских водах Терского войска вёлся промысел осетровых рыб. Однако их улов в 1893 году почти в 10 раз уступал аналогичным уловам в водах Уральского войска – 23 тысячи пудов против 224. Обычной же рыбы в Уральском войске было выловлено больше в 25 раз – 2536800 пудов против 99998. Общая сумма, оценивающая улов рыбы в Уральском войске за 1893 год, составила 72% от аналогичной суммы для всех казачьих войск, вместе взятых 85% - монография А.Дубовикова РЫБОЛОВСТВО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЕ УРАЛЬСКОГО (ЯИЦКОГО) КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
Такой активный улов рыбы вызвал оскудение рыбных запасов Урала. Поэтому уральское казачество первым стало проводить мероприятия по защите молодняка и его разведению.
В 1894 году в войске появился штатный рыботехник - Н.А.Бородин.
Под его руководством принимались меры по спасению молоди рыбы, гибнущей после высыхания степных ериков и озёр. Под Гурьевом была открыта рыборазводная станция, из которой в Урал было выпущено около 10 тысяч искусственно выведенных молодых севрюжек в 1897 и 1898 годах - Памятная книжка и адрес-календарь Уральской области на 1900 год
Но как бы там не было, а уральские казаки продолжали оставаться первостатейными рыбаками, для которых рыболовство было первейшим делом в их жизни.
"У его собратьев на Дону всего вдоволь, а на Урале только и есть, что рыболовство, да у зажиточных ещё овцеводство да табуны лошадей… Но, всё-таки, единая добыча, обогащающая иногда казака – золотое дно Урала… Удалось рыболовство – и казак сыт, а иной раз и пьян, и весел" - Александров Н.А. Казаки: донцы и уральцы / Н.А. Александров. М., 1899.
Из-за того, что рыболовство было главным в жизни уральцев на Урале до революции не было разрешено судоходство, так как оно могло помешать ходу рыбы и ее нересту.
Ну а просто рыбаков из иногородних не пускали ловить рыбу даже на удочку. Если уж и находился храбрец, то ему могло очень сильно достаться.
Из-за нарушений морских вод уральского казачества в Каспийском море астраханскими казаками на взморье содержалась целая команда из 100 казаков и маячных судов.
Все эти строгие меры сделали уральское казачество монополистом в поставках на российские рынки рыбы и икры осетровых пород.
В общем «торговом обороте» войска за 1902 год (свыше 19 миллионов рублей) выручка от продажи рыбы составляла около 37% – примерно в 1,5 раза больше, чем от продажи скота и в 3,5 раза больше, чем от продажи хлеба - Обзор Уральской области за 1902 год. Уральск, 1903.