Остров сокровищ — детектив?
Посмотрел с дочкой трёхсерийный фильм «Остров сокровищ» 1982 года. Дочка в восторге, а я пришёл к любопытным выводам относительно произведения Стивенсона.
Во-первых, я понял, что роман лишь во второй своей части приобретает приключенческий характер, а начинается как типичная «mystery story» - детектив с привкусом мистики. Кто такой таинственный Капитан, прибывший в трактир «Адмирал Бенбоу»? Что он прячет в своём сундуке и от кого скрывается? Почему он предупреждает опасаться одноногого человека? Что за таинственные люди к нему приходят?
Все эти вопросы разъясняются далеко не сразу, да и потом личность капитана Флинта остаётся полумифической, овеянной жуткими легендами.
Во-вторых, я по-новому оценил личность сквайра Джона Трелони. Принято считать его болтуном, глупцом и вообще бесполезным попутчиком. Однако мы забываем, что он отличный стрелок и больше всех уложил пиратов. Именно им стращает пиратов Сильвер, когда те отваживаются на штурм форта. В общем, Трелони недооценённый персонаж.
Грабь награбленное!
Теперь о главном. А о чём же, собственно, роман? Что лежит в основе сюжета? Герои решили наложить лапу на сокровища, награбленные пиратами. Причём пираты тоже хотят воспользоваться тем, что они добывали «честным разбоем». Важно то, что Джим Хокинс и его друзей, захватив сокровища, желают воспользоваться ими точно так же, как и пираты. Ведь они не собираются разыскивать тех, у кого были отняты деньги, чтобы вернуть их — нет, они собираются забрать всё себе, то есть воспользоваться плодами грабежа и убийств.
Чем же они отличаются от пиратов? Кстати, пираты ведь тоже планируют использовать награбленное, чтобы превратиться в благородных джентльменов — ездить в каретах, завести себе какие-нибудь трактиры и т. д. Об этом мечтают и Слепой Пью, и Сильвер. Так кто же прав? Точнее, чем различаются злодеи и герои?
Это классическая история отмывания денег, а точнее, о первоначальном накоплении капитала. Действительно, в основе большинства богатств лежит грабёж. Например, английские лендлорды с целью устройства сельскохозяйственных предприятий (первоначальной основы английского капитализма) сгоняли с земель сотни, если не тысячи, крестьянских семейств и морили их голодом; британцы захватывали испанские суда; грабили колонии и т. д. Капитализм в каждой стране начинается с грабежа.
Собственно, грабежом он и остался. Если бы я захотел написать свой «Остров сокровищ», то я бы поместил события в эпоху приватизации. Наши капитаны флинты начинали с прямого грабежа и душегубства, а заканчивали «прихватизацией» народных предприятий. Прав был Гёте:
Никто не спросит, чьё богатство?
Где взято и какой ценой?
Война, торговля и пиратство —
Три вида сущности одной.
Хотите узнать, Что случилось?