Найти тему
Занудный балет

Поздний возраст - не помеха занятиям балетом на высоком уровне. Но при каких условиях?

Часто у людей, раздумывающих о поступлении в хореографическое училище (или просто у людей, интересующихся балетом), возникают вопросы: с какого возраста можно начинать заниматься балетом? Можно ли поступить в возрасте, более позднем, чем стандартные 10 лет?

Естественно, заниматься балетом можно в любом возрасте. Однако можно ли достичь при этом профессиональных успехов, т. е. сделать карьеру в этой профессии, достичь высокого уровня?

Жизнь показывает множество примеров, когда будущие танцовщики начинают не в 8-10 лет, а позднее, и добиваются серьезных успехов. Некоторые даже становятся звездами мирового балета. Некоторые - легендами. Однако в подавляющем количестве случаев у поступающего уже была какая-либо подготовка в смежных видах деятельности (например, гимнастика, художественная или спортивная) либо танцевальных кружках или балетных студиях. Продемонстрируем несколько конкретных примеров из жизни.

1. Анжелина Воронцова

Нынешняя звезда Михайловского театра поступила в Воронежское хореографическое училище в 12 лет. Но при этом она несколько лет занималась художественной гимнастикой, выполнив норматив кандидата в мастера спорта. Соответственно, ее данные, такие как шаг, гибкость, стопы и т. д., уже были определенным образом развиты. После победы на конкурсе "Арабеск" в Перми ее заметила Екатерина Максимова, которая обратилась к Николаю Цискаридзе с тем, чтобы он взял негласное руководство над начинающей балериной. Воронцова поступила в Московское хореографическое училище, выиграла несколько конкурсов, и была принята в труппу Большого театра сразу в статусе солистки. Сейчас – успешная балерина, прима, как уже упоминалось, Михайловского театра. На мой взгляд, одна из лучших балерин современности.

2. Сильви Гиллем. Безусловная звезда мирового балета, блиставшая в конце 20 - начале 21 века, поступила в училище в возрасте 12 лет, и опять же занималась до этого гимнастикой (только спортивной). Это также поспособствовало предварительному развитию нужных данных. Переход в балет состоялся во многом случайно: при подготовке к Олимпиаде-1980 года гимнастов французской сборной, куда входила Гиллем, ждала стажировка в балетной школе при Парижской опере. Попав туда, Сильви была покорена этим искусством. В итоге, лишь 4 года ей понадобилось, чтобы закончить училище и попасть в труппу Гранд Опера, где уже в беспрецедентно юном возрасте (19 лет) Рудольф Нуреев сделал ее этуалью (примой).

-2

3. Уго Маршан. Этот танцовщик, одна из самых молодых этуалей в истории Гранд Опера (в 23 года), поступил в балетную школу Гранд Опера в 13 лет. Однако, до этого он несколько лет занимался подготовкой в танцевальной консерватории г. Нант. Его прогресс также был стремителен: в 18 лет – кордебалет Гранд Опера, в 20 – корифей, в 21 – второй солист, в 22 – первый солист, в 23 - этуаль. В 2017 году разделил с Денисом Родькиным победу в конкурсе "Бенуа танца".

-3

4. Полина Булдакова. Эта пермская танцовщица поступила в училище в 15 лет. Но перед этим проделала такой путь: сначала занималась в танцевальной студии «Арлекин» в Екатеринбурге (оттуда она родом), затем в балетной студии. После было хореографическое отделение екатеринбургского лицея им. Дягилева, и лишь в 15 лет – Пермское училище (одно из сильнейших в России). Ныне Полина является прима-балериной Пермского театра оперы и балета имени Чайковского. В 2017 году была отмечена критиком Анной Галайда как одна из самых перспективных российских балерин нового поколения. Правда, уходить из Пермского театра, по ее словам, не собирается.

-4

5. Изабель Герен. И опять этуаль Парижской Оперы, которая поступила в балетную школу при театре для серьезного обучения танцу будучи 16-летним подростком. Но до этого она занималась хореографической подготовкой в Школе танцев в пригороде Парижа Рони-су-Буа, откуда она родом. Затем была Парижская Консерватория, находясь на обучении в которой она выиграла первый приз танцевального конкурса, учрежденного этим заведением, что позволило ей получить приглашение в балетную школу при Гранд Опера. Там ей хватило двух лет обучения, после чего ее взяли в труппу Парижской Оперы, где через 6 лет (а это достаточно быстро) Рудольф Нуреев сделал её этуалью.

Изабель Герен и легендарная прима Иветт Шовире
Изабель Герен и легендарная прима Иветт Шовире

Нелишним будет также включить в этот список и других звезд французского балета конца 20 - начала 21 века: Аньес Летестю (в 12 лет), Элизабет Платель (12 лет), Изабель Сьяраволу (13).

Изабель Сьяравола
Изабель Сьяравола

6. Асаф Мессерер. Один из представителей знаменитой династии Плисецкие-Мессереры начал заниматься балетом на 15-м году жизни. Причина была в том, что он долго "раскачивался" и полюбил театр не сразу. Отправным пунктом, по его воспоминаниям, стал просмотр балета "Коппелия" в Большом театре. Мессерер решил попытаться поступить в училище при Большом театре, но его не приняли. Тогда он решил заниматься в частной школе Михаила Мордкина. Спустя некоторое время в той школе той стал преподавать сам Александр Горский, он-то и заприметил талант подростка. С его помощью Мессерер поступил-таки в училище при Большом театре, а после его окончания был принят в Большой театр. От начала занятий до этого событий прошло около 3-х лет.

-7

Есть распространенное мнение, что Мессерер начал с нуля, т.е. до балета совсем ничем не занимался. Однако это не совсем так - в его добалетной жизни был спорт, т.е. кое-какая физическая подготовка у него все же присутствовала.

7. Рудольф Нуреев. Ну и самый примеристый из примеров. Рудольф Нуреев был принят в Ленинградское училище лишь в 17 лет, но балетом она начал заниматься тоже не с нуля. До этого были несколько лет балетной подготовки в Уфе, а азам народного танца его обучали еще в детском саду. Сам он считал, что годы обучения в Уфе ему повредили, и что как раз там, по его мнению, была заложена основа неправильной техники, которую он пытался всю жизнь исправить. Кроме того, он не обладал природной выворотностью и нужными пропорциями. Но предположительно именно там, в Уфе, преподаватель Елена Войтович заложила основы его знаменитого парящего прыжка.

-8

Среди "свежего" поколения российских танцовщиц в контексте темы статьи выделяется случай Дарьи Ионовой, поступившей в Академию им. Вагановой в 18 лет. Но при этом еще с 7 лет Дарья танцевала в ансамбле г. Калининграда "Мечта". С 10 лет ей поступали предложения поехать в академию им. Вагановой на просмотр, затем в 13 лет и в 15. К тому моменту девушка уже начала получать первые награды на всероссийских и международных конкурсах. Первая попытка поступить в самое престижное заведение окончилось неудачей, а вот в 18 лет все сошлось. При этом, Дарья благодарит Николая Цискаридзе за то, что он рискнул взять в академию, по ее выражению, "кота в мешке". В АРБ она отучилась 3 года и получила приглашение в Мариинский театр, где на данный момент пребывает в статусе корифейки.

Дарья Ионова, вариация из балета "Пахита"

Мы посмотрели лишь несколько примеров. Повторим тезис, который мы ставили в начале: относительно не юный (для балета) возраст не является помехой для занятий балетом на высоком профессиональном уровне, но при условии предварительной подготовки. Были ли примеры занятий с нуля? На одном из дзеновских каналов читал о том, что некий парень из Бразилии Лусио, занимаясь совсем с нуля, поступил в балетную школу в 14 лет (что само по себе достижение, т.к. конкурс был 100 человек на место), и выпустился одним из лучших ее учеников, затем перебравшись в Европу (Германию).

А вот начать заниматься на любительском уровне можно хоть когда.

На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.