Творческий путь Джеймса Кэмерона находится под пристальным вниманием канала «КиноФайлы». Данная заметка не первая и далеко не последняя на данную тему. Недавно на канале появились подробные статьи об истории создания дебютной короткометражки режиссера «Ксеногенезис» и его первого полнометражного фильма «Пиранья 2: Нерест». Теперь же я решил рассказать о том, что было до «Ксеногенезиса», то есть начать с самого начала: детство, юность, первые шаги в направлении кино. В конце статьи будут ссылки на другие интересные материалы о Джеймсе Кэмероне на канале. Приятного чтения!
16 августа 1954 года в канадском городке Капускасинг, расположенном на берегу одноименной реки, родился Джеймс Кэмерон. Но свое детство и юность будущий гений кинематографа провел в непосредственной близи от Ниагарского водопада - районе Чиппава города Ниагара-Фолс канадской провинции Онтарио. В Чиппаве есть даже скромная табличка, информирующая о том, что именно здесь родина мэтра.
Вообще же род Кэмеронов по отцовской линии ведет свою историю из Шотландии. В 1825 году из шотландской деревеньки Балквхиддер, расположенной среди живописных гор и лесов, прадед Джеймса Кэмерона перебрался в Канаду.
Родители Джеймса были людьми разного склада ума: физик и лирик. Отец, Филипп Кэмерон – инженер-электрик, то есть «физик». Мама, Ширли Кэмерон – художник, «лирик», работала медсестрой. Похоже, что Джеймс унаследовал что-то от обоих родителей, и именно это двойственный склад ума и сделал его столь неординарным творцом, который, занимаясь искусством, тяготел к техническому новаторству, а научно-фантастическая тематика всегда была у него в приоритете.
Впрочем, сам по себе ум без должного прилежания и упорства ничего не значит. И здесь снова нужно отдать должное родителям. Джеймс воспитывался в строгой дисциплине, а особую ответственность на него наложил тот факт, что он был первенцем в семье, где впоследствии появилось еще четверо детей.
Мать, будучи художником, всячески поощряла творческие начинания Джеймса, который с раннего детства проявил не дюжие способности к рисованию. Ширли даже помогала сыну устроить выставку работ в местной галерее. Также мальчик увлекался литературой, питая особую любовь к фантастике. В старших классах он начал писать свои первые фантастические рассказы. Иногда, правда, эта творческая увлеченность шла во вред учебе, но именно в то время на одном из уроков биологии он сочинил рассказ, который впоследствии лег в основу сценария к фильму «Бездна».
В раннем возрасте проявились у Джеймса и задатки изобретателя. Вместе со своими друзьями он пытался конструировать катапульту и подводную лодку.
Но свое истинное призвание Джеймс осознал в пятнадцать лет, когда увидел фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». Тогда он понял, что хочет стать режиссером, и его стало интересовать все, что связано с кинопроизводством.
«Я был очарован эффектами, потому что понятия не имел, как они были сделаны – делится воспоминаниями Кэмерон. - Я просто не мог поверить своим глазам. Это было потрясающе».
Вдохновившись увиденным, Джеймс брал отцовскую камеру и пытался что-то снимать, экспериментируя с постановкой кадра.
«В детстве у вас недостаточно знаний о жизни, чтобы понимать, что нельзя просто взять и стать режиссером, - вспоминает Джеймс свои первые киноопыты. - Я взял фотоаппарат и начал снимать небольшие фильмы. Я был очарован спецэффектами и хотел знать, как это делается. Я строил модели, снимал их и тому подобное».
Но тогда, будучи простым канадским пареньком, он все же не особо верил в то, что сможет сделать карьеру в кинематографе. Голливуд казался слишком далеким, а потому не верилось, что человек со стороны, тем более из Канады, сможет попасть в казавшуюся закрытой касту кинематографистов.
И тут судьба сделала юному дарованию подарок. В 17 лет (1971 год) Джеймс вместе с семьей перебрался в Ориндж (Калифорния), где его отец смог получить работу. Юноша был очень рад этому событию, ведь Голливуд, казалось, был совсем неподалеку. Впрочем, реальность несколько разочаровала. Не имея водительских прав и лишних денег на проезд, добраться до Голливуда было примерно так же тяжело, как и из других штатов.
В 1973 году Джеймс начал обучение в колледже Фуллертон. В это время он познакомился с важными для себя людьми. Зайдя однажды в кафе «Бобе Биг Бой» в Ориндже, Джеймс заприметил там симпатичную официантку, с которой тут же познакомился. Официантку звали Шэрон Уильямс.
«Это была любовь с первого взгляда, и тогда я думала, что она никогда не закончится – делится воспоминаниями Шэрон. - Знаете, иногда мне кажется, что Джим до сих пор меня любит».
Источник: surbor.su: Жены Джеймса Кэмерона
Очень скоро они стали жить вместе. Джеймс учился в колледже, выбрав направление физики, а Шэрон продолжала работать официанткой, совмещая это с учебой в том же колледже. Денег у молодой пары практически не было. Они снимали крошечный домик на окраине Оринджа. Вечера Кэмерон проводил в книжном магазине, где читал книги, на покупку которых у него просто не оставалось средств. Также Кэмерон делал ксерокопии различной литературы на тему кинопроизводства, которую находил в библиотеке колледжа. То, что не мог копировать, тщательно конспектировал.
На занятиях в колледже Джеймс познакомился с девушкой, имя которой нам неизвестно (да это, в общем-то, не так и важно). Пообщавшись с Кэмероном, девушка решила познакомить его со своим парнем, который был также страстно увлечен научной фантастикой. Этим парнем оказался Рэндалл Фрейкс.
Шэрон, в свою очередь, решила познакомить Джеймса с Уильямом Вишером, с которым вместе посещала занятия. Между Кэмероном, Фрейксом и Вишером завязалась многолетняя дружба, вылившаяся в плодотворное сотрудничество.
«Джим и я встретились где-то в 1974 году, - вспоминает Вишер. - Он только что приехал из Канады, и мы все жили в маленьком городке Бри в Калифорнии. Я помню, выходил из школы, и Шэрон - девочка, сидевшая в классе передо мной - сказала, что её бойфренд - Джим из Канады - очень любит научную фантастику и всё такое, и что мы обязательно должны встретиться. Потом оказалось, что мой друг - Рэнди Фрэйкс - тоже знаком с Джимом. Так что через пару недель мы все уже подружились, и остались друзьями до сих пор».
Источник: terminatorium.com
Осознав, что учеба на физическом факультете его совершенно не интересует, в 1974 году Кэмерон сначала перевелся на литературный факультет, а потом и вовсе бросил учебу. Он пошел работать – тем более, что работа, в отличие от учебы, давала возможность хоть как-то свести концы с концами. Устраиваться на какую-либо престижную и денежную работу Джеймс не спешил, периодически меняя род занятий. При этом своей девушке он заявил, что намерен изучать кинопроизводство. Трудно сказать, воспринимала ли Шэрон все это всерьез, но, так или иначе, она приняла выбор Джеймса.
Те годы, несмотря на все трудности, оба вспоминают с теплотой. Шэрон терпела абсолютную небрежность Джеймса, имевшего привычку разбрасывать свои вещи по квартире. Более того, она терпела кинематографические эксперименты Джеймса, который прямо в спальне пробовал что-то снимать, включая при этом яркое освещение, тем самым превратив крохотное жилище к некое подобие любительской киностудии. Шэрон приходилось вкалывать по две смены, а солидную долю заработанного тратить на покупку различного съемочного оборудования.
Окончательно на путь режиссуры Кэмерона в 1977 году толкнул просмотр фильма «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда». Кэмерон понял, что это именно тот фильм, который он хотел снять с того момента, как увидел «Космическую одиссею».
«В тот момент это была настоящая революция в мире визуальных эффектов, и мне хотелось поддержать ее. «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» был фильмом, благодаря которому я решился попробовать себя в кино».
«Звездные войны» вдохновили Кэмерона, который тогда работал водителем грузовика, написать совместно с Фрейксом сценарий для короткометражного фильма «Ксеногенезис». Как утверждает Фрейкс, в основу сценария лег один из его рассказов. К проекту подключился Уильям Вишер, который тогда мечтал стать актером. Вишер в итоге сыграл главную роль в фильме. Впоследствии Вишер откажется от карьеры актера, сосредоточившись на сценарном ремесле. Вместе с Кэмероном он напишет сценарии к двум «Терминаторам», чему будет посвящена отдельная заметка на канале.
В 1978 году Джеймс сделал предложение Шэрон, после чего они поженились. Совместная жизнь Джеймса и Шэрон нашла отражение в дальнейшем творчестве режиссера. По утверждению Шэрон, любовная сцена в «Титанике» в салоне автомобиля взята Кэмероном из их житейских приключений, когда они тайком пробрались в порту Оринджа в трюм судна, где был автомобиль. Пара решил воспользоваться автомобилем так же, как это сделали герои Ди Каприо и Уинслет.
Также, как уверяет Шэрон, сцена рисования обнаженной Роуз в «Титанике» воспроизводит аналогичные события в их с Джимом совместном времяпрепровождении. Кстати, на самом деле в фильме рисунок делает не Ди Каприо, а сам Кэмерон. Поскольку Кэмерон левша, а Ди Каприо правша, изображение было отзеркалено.
Но все же увлеченность Джеймса кинематографом стала все больше отдалять его от супруги. По признанию самого режиссера, он вел тогда, мягко говоря, странноватый образ жизни для молодого парня. Джеймс часами проводил свои киношные эксперименты, внимания Шэрон уделял все меньше, а его внешний вид был совершенно небрежным.
Фанатичная преданность Кэмерона своей профессии в итоге приведет к распаду брака в 1984 году. Впрочем, последующие браки, судя по всему, распадались по той же самой причине (всего Кэмерон был женат пять раз).
«Он был женат на своей работе, а не на мне», - сокрушалась Шэрон. Примерно такого же мнения придерживалась и четвертая жена Кэмерона, Линда Хэмилтон, заявившая как-то, что у ее мужа была любовница – его работа.
Источник: surbor.su: Жены Джеймса Кэмерона
Но не будем забегать вперед. Тогда, в 1978 году, Кэмерону как-то удавалось еще совмещать свою семейную жизнь, работу водителем и кинопроизводство. Друзьям (Кэмерону, Фрейксу и Вишеру) удалось найти 20 тыс. $ для постановки своего первого фильма у… дантистов. Но об этом уже в отдельной статье.
История создания фильма «Ксеногенезис»
Напоследок расскажу о младшем брате Джеймса Кэмерона – Джоне Дэвиде Кэмероне. Джон шесть лет прослужил в морской пехоте, получив там звание сержанта. В 1985 году он участвовал в операции «Буря в пустыне». Этот факт вдохновил Кэмерона добавить в сюжет «Чужих» морпехов.
В 1998 году Джон и Джеймс Кэмероны основали цифровую медиа-компанию earthship.tv, которая потом преобразовалась в Earthship Productions. Компания производила документальные фильмы и вела прямые трансляции из глубин Атлантического и Тихого океанов. К проектам компании относятся «Призраки бездны» (2003), «Пришельцы из глубины» (2005) и «Последние тайны Титаника» (2005). Кроме того, Джон принимал участие в создании «Аватара». В 2011 году Джон стал генеральным директором компании по производству электронных сигарет SafeCig.
Источники информации: jamescamerononline.com, terminatorium.com, surbor.su: Жены Джеймса Кэмерона
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ:
История создания фильма «Ксеногенезис» (1978)
История создания фильма «Пиранья 2: Нерест» (1981)
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ДЖЕЙМСЕ КЭМЕРОНЕ:
Неснятые фильмы Джеймса Кэмерона
Кэмерон и Шварценеггер: совместные нереализованные проекты
Почему на самом деле Кэмерон не снял «Терминатор 3»
Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!