Ответ, вроде как, очевиден по урокам литературы: «Роман — художественное произведение большого объема, в котором развернуто повествуется о событиях в жизни главных действующих лиц и их судьбах.».
Тем не менее — а как его отличить от той же повести? Длинного рассказа? Что это вообще такое, и по каким критериям их всех различать?
Длина?
Сама по себе — не показатель. Та же «Повесть о настоящем человеке» раздута аж почти до 38 авторских листов, а с учётом того, что теперь стали снова платить «за книгу» можно (легко!) встретить роман меньше двенадцати.
Раскрытие персонажей?
Опять-таки необязательно: вспоминаем ту же «Повесть...» из школьной (чтоб её...) программы: в 38 «алках» никого не «раскрыть» несколько затруднительно.
Число персонажей?
И снова нет: я легко могу назвать несколько романов, где де-факто действующее лицо ровно одно, но при этом они всё равно считаются романами.
«Марсианин» Энди Вейера, примерно половина «Неополитического детектива», ряд произведений русских «классиков».
Но в чём тогда разница?
А для этого надо углубиться в историю и понять, как роман вообще появился... Нет, не в средние века, как от нас этого требует Википедия, а туда, где появился роман в известном нам в наши дни формате: в столь ненавистный мне «золотой век русской литературы»: XVIII-XIX век.
Что вообще фундаментально отличало роман от «доромановых» сказок и повестей? Да в целом — так как «классовое» деление литературы никуда не исчезало, то эти критерии будут актуальны и по сей день.
Роман описывал не имевшие место события.
Таким образом можно выписать первое фундаментальное отличие романа: он описывает несуществующие события с долей реализма.
Даже если роман исторический — у автора всегда есть полигон для «заделывания» лакун и «додумывания» неописанного.
В то же время повесть описывала настоящие события (почти) без прикрас, а сказка, конечно, тоже описывала события несуществующие, но уже вообще без малейшей доли реализма ни в истории, ни в физике, ни в топографии.
Что ещё отличало роман от той же повести?
Герой (герои) влияли на окружающий мир.
Так уж получилось, что по «канонам» повести с героем происходят некие события, и через эти события герой изменяется. Можно сказать, что мир влияет на героя.
В то же время для романа всё немного иначе: с героем тоже происходят некие события, но в результате этих событий не только мир влияет на героя, но и герой на мир.
В результате выводим второе фундаментальное отличие: герои романа способны хоть немного, но менять мир вокруг себя.
Вспоминая тех же русских классиков: у того же Достоевского в «Преступлении и наказании» (кстати, одна из немногих не сильно затянутых книг того периода, рекомендую!) основное сюжетное событие не только изменило героя, но и «перетряхнуло» город, параллельно запустив цепочку более мелких сюжетных событий.
Эмоциональная нагрузка персонажей, влияющая на образ.
В той же повести «психологический портрет» героев «прибит гвоздями» и неизменен на протяжении всего текста, вне зависимости от его продолжительности. В сказках оный чаще всего просто отсутствовал, и рассказ вёлся про «усреднённого Ивана».
В противовес этому в романе «психологический портрет» (как минимум — у главных героев) меняется со временем: зачастую именно эти психологические переживания, а не испытания, посылаемые окружающим миром двигали сюжет.
Третье фундаментальное отличие: психология героя(ев) в романе меняется со временем, в отличие от.
Подводя итоги
Эти три «фундаментальных отличия» не отменяют, а дополняют критерии из учебников и «википедии», но именно они позволяют уже с абсолютной достоверностью классифицировать произведение именно как роман.
Ещё раз, подводя итоги:
- Первое фундаментальное отличие романа: он описывает несуществующие события с долей реализма.
- Второе фундаментальное отличие: герои романа способны хоть немного, но менять мир вокруг себя.
- Третье фундаментальное отличие: психология героя(ев) в романе меняется со временем, в отличие от.
Надеюсь, что это вам помогло утолить ваше любопытство, потому что на сегодня пока всё.
***
Вы меня таки очень сильно поддержите, поставив лайк и подписавшись на «Закрытую Книгу». А чтобы принять решение, нужно оно вам или нет — можете посмотреть эти статьи
—>Пишем интересную статью... О кирпичах. Без навыков писателя
—>Как правильно посоветовать книгу другу?
—>Как писатели реанимируют «мертворождённых» героев, и почему это плохо
Если же вам есть что сказать или предложить идею — смелее в комментарии, особенно с последним: я пребываю в перманентном творческом кризисе.