Когда люди интересуются нашим мнением по тому или иному вопросу, а потом злятся или обижаются из-за сказанного нами, мы недоумеваем.
Если вы замечаете, что критика, которой вы делитесь с окружающими, приводит лишь к ссорам и разочарованиям, а также портит ваши отношения с коллегами и друзьями, значит, пора что-то менять в себе.
Не критикуйте, а давайте обратную связь
Знаете, в чём разница между критикой и обратной связью (отзывом)? Всё просто: критика — это сообщение о тех моментах, которые человек сделал неправильно.
Обратная связь — это разносторонняя оценка. Когда люди просят вашего мнения о чём-либо, в большинстве своем они хотят услышать как о слабых, так и о сильных сторонах их работы. Так что начинайте с чего-то хорошего, похвали человека, а уж потом скажите ему, что бы вы сделали по-другому на его месте.
Избегайте обвинительного тона
Об одном и том же всегда можно сказать по-разному. К примеру, человеку, который ошибся, можно сказать: «Ты сделал это неправильно» — и заставить его чувствовать себя тупым. А можно сообщить о проблеме мягче, например: «Я думаю, это нужно было сделать по-другому». Человек рад, что вы дали ему полезный совет, а вы — что ваши отношения не испорчены.
Не сравнивайте с другими
Многие при оценке любят ставить в пример других людей, которые справились с той же самой задачей лучше. «Ты сделал неправильно, а вот Вася/Петя/Саша — молодец, быстро сообразил». К чему такие примеры? По сути, вы мало того что не даете никакого полезного совета, так еще и подрываете веру человека в себя и свои силы. Если вы понимаете, что не можете помочь, и знаете того, кто мог бы это сделать, лучше просто направьте человека к нему.
Оценивайте работу человека, а не его самого
Мы редко видим разницу между этими понятиями. Но посудите сами, какая из двух фраз, по вашему, звучит мягче: «Ты невнимателен настолько, что наделал кучу ошибок в тексте» или «В твоем тексте есть ошибки».
Не пытайтесь разочаровать человека
Бывает, что человек сделал что-то по-настоящему хорошо, он сам видит это и ждет, когда вы дадите ему свой положительный отзыв или похвалите его. А вместо этого вы говорите что-то вроде: «Ну неплохо» или «В целом хорошо, но можно было и лучше».
Для чего вы это делаете? Вы подсознательно пытаетесь разочаровать человека. Будьте осторожны с такими оценками, ведь поступая так, вы только подрываете у человека веру в себя и закидываете сто очков в копилку ненависти к тебе.
Говорите четко и по делу
Если хотите, чтобы человек действительно прислушался к вашим словам, то постарайтесь следовать правилу «лучше меньше, но хорошо». Дело в том, что большое количество информации собеседник, скорее всего, не сможет запомнить. Да и донести свою мысль можно двумя-тремя предложениями — нет необходимости расписывать всё в мельчайших деталях.
Не забудьте приободрять человека
Лучшее, что вы можете сделать, — это закончить давать обратную связь, как говорится, на добром слове. Это поможет вам мотивировать человека на работу над ошибками и не отбить желание собеседника советоваться с вами и дальше.
Давайте оценку один на один
Если вы понимаете, что в работе человека есть ошибки, постарайтесь сказать ему об этом тогда, когда вы останетесь наедине. Не стоит критиковать его в окружении коллег или друзей (да даже при незнакомых людях). Человеку будет комфортнее, и вы позволите ему сохранить содержание беседы между вами.
Надеюсь, эта статья была полезна. Главное, не забывайте прочитанные советы и всегда их применяйте.
На этом канале будет еще много полезный статей, так что подписывайтесь и развивайтесь)