Найти тему
MADAME CRITIQUE

"Прошу вашего бесплатного мнения!"- или о том, почему художники не хотят платить критикам?

Оглавление
Автор блога на прогулке в Синтре - королевском городе, неподалеку от Лиссабона
Автор блога на прогулке в Синтре - королевском городе, неподалеку от Лиссабона

Критики - это вши на теле художника!

Уж не помню, кому принадлежит эта цитата. Но, поверьте мне, это расхожая фраза в сообществе художников. Особенно, в разного рода группах в соцсетях. Там, посреди публикаций с посредственными натюрмортами и ещё более неуклюже выполненными портретами, какой-то аксакал каааак заведёт вдруг шарманку: «Да, что эти критики себе возомнили! Только и паразитируют на нас!»

Под этим криком отчаяния стоит понимать: «Ну, почему обо мне никто не пишет! Ну, пожалуйста, умоляю! Хоть один абзац!»

Автор блога в Иерополисе, древнем римском городе со знаменитыми купальнями Клеопатры
Автор блога в Иерополисе, древнем римском городе со знаменитыми купальнями Клеопатры

Но арт-критика дама бессердечная.

И сейчас я вам расскажу почему. А вы заплатите чеканной монетой лайком и подписывайтесь на мой блог "Арт критик и точка"

Я отдала Арт-критике лучшие годы своей жизни. И теперь, периодически выставляя посты в Инстаграм (подглядывайте сюда, не стесняйтесь) , я получаю запросы в Директ, вроде:

Не могли бы вы посмотреть мои работы, сказать что-то про мои работы, написать про мои работы

За сообщениями следует непрекращающийся поток фотографий с очень плохими, средне-плохими и просто плохими работами.

Нет. Не могла бы.

Автор термина "современное искусство", известнейший арт критик, Розалинд Краусс. Фото: из открытых источников
Автор термина "современное искусство", известнейший арт критик, Розалинд Краусс. Фото: из открытых источников

Художник, помни ДВЕ простые истины:

  1. Если ты считаешь, что #арткритик - это враг, мусор или что-то вроде досаждающей жужжащей мухи - ты не станешь известным ни-ког-да. По крайней мере, при жизни. Ибо, возможно, распорядители твоего наследия будут более благоразумны. И наймут парочку, для распродажи твоих никому ненужных прежде работ.

От дружбы с кураторами и арт критиками зависит твоя карьера. Если у тебя не будет хотя бы одной рецензии на выставку, хотя бы одного интервью или хотя бы одной аналитической статьи о твоём творчестве , - то как вообще ты собираешься показывать свои объекты кому-то кроме мамы и кота? Как узнают о тебе люди?

Через инстаграм? Я не говорю, что это возможно. Но сколько же тебе придётся самому писать текстов о себе... и как это жалко будет выглядеть со стороны. По-этому правило номер раз: ПРИЗНАЙ ВАЖНОСТЬ КРИТИКА

«инновационный юзер социальных сетей» и «ведущий голосом в мире искусства в целом» Джерри Сальц, лауреат Пулитцеровской премии в области арт-критики, 2018
«инновационный юзер социальных сетей» и «ведущий голосом в мире искусства в целом» Джерри Сальц, лауреат Пулитцеровской премии в области арт-критики, 2018

2. Признавать и ... платить

как мы уже знаем из серии статей:

Сколько стоит быть искусствоведом: или хочу, как Даша из "Содержанок"
По одежке считают: сколько стоит пропуск в мир искусства?
СКОЛЬКО СТОИТ УВЛЕЧЕНИЕ ИСКУССТВОМ: дорогое хобби "содержанки" Даши

... что быть работником сферы современного искусства сейчас - занятие не дешевое. Арт критик тоже человек, ему тоже надо летать на Венецианскую Биеннале и жить на вилле у моря. (Как делаю я, например)

А это все стоит денег. Художники почему-то не раздаривают свои холсты, коллажи, инсталляции или видео-арт направо и налево. Но почему-то многие из них уверены, что написать текст, а тем более его куда-то пристроить - это дело пары минут.

Не хочу вас расстраивать, но даже поместить интервью с вами, уважаемый широкоизвестный в самых узких XXXXS кругах господин Художник, в какой-то мало посещаемый онлайн ресурс стоит от 10 000 рублей.

российский известный критик Андрей Ковалев. Фото: Игорь Мухин.
российский известный критик Андрей Ковалев. Фото: Игорь Мухин.

А подготовить вопросы к интервью, записать его, расшифровать/траскрибировать, отредактировать и написать интересный лид-подводку - работа, занимающая полный рабочий день. Я уже не говорю про качественную аналитическую статью, писать которую можно и неделю. Почему же мы должны пахать десятки часов за "спасибо", которое в конце-то наши господа-таланты и сказать-то забывают.

"Спасибо" сыт не будешь.

А как же правильно художнику работать с арт-критиком? А арт-критику с художником? Какие есть способы и формы сотрудничества и сколько же это стоит? Хотите пост - пишите в комментариях.

Целую. Люблю.
Всегда ваш АРТ КРИТИК И ТОЧКА