ГЗА-651 - советский автобус капотной компоновки с деревянным каркасом кузова на шасси ГАЗ-51, выпускался на Горьковском автобусном заводе (ГЗА) с 1949 года.
В 1952 году производство автобуса ГЗА-651 было передано на "Павловский автобусный завод", где он выпускался под наименованием ПАЗ-651. Первые 5 автобусов собраны 5 августа 1952 года. С 1953 года к производству ГЗА-651 под маркой РАР3-651 также подключился Рижский авторемонтный завод № 2 (РАРЗ, будущий РАФ). Простота деревянной конструкции позволила многим авторемонтным предприятиям наладить собственное производство автобусов ГАЗ-651 (иногда отличающихся от горьковской версии) из грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-51А. С 1957 года в серию пошла цельнометаллическая версия ПАЗ-651А. На базе ГЗА-651 конструкторами ПАЗа было создано целое семейство спецфургонов:
- ПАЗ-651В (санитарный)
- ПАЗ-657 (хлебный)
- ПАЗ-659 (автолавка)
- ПАЗ-659Б (эпидемлаборатория)
- ПАЗ-661 (фургон для одежды)
- ПАЗ-661Б (грузовой фургон)
- ПАЗ-654 (штабной)
- ПАЗ-655 (инкассаторский).
ГЗА-651 отличались от большей части автобусов ПАЗ и КАвЗ и непосредственно от грузовика ГАЗ-51 закругленной обтекаемой решеткой радиатора и "носатым" капотом. Характерным отличием машин выпуска до 1956 года (базировавшихся на шасси ГАЗ-51) было и наличие прямоугольных указателей поворота (таких же, как на "Победе"), разместившихся по бокам передней стенки кузова под ветровым стеклом.
Автобус КАвЗ-651 установлен в качестве памятника в городском поселке Зельва (Белоруссия) и в российских городах Шадринск и Искитим.
Часть машин, в том числе и большинство экспортных серий, оснащались передним и задним хромированными бамперами и ободками фар.
С января 1958 года производство автобуса ПАЗ-651А параллельно началось на Курганском автобусном заводе под индексом КАвЗ-651А. Производство на ПАЗе продолжалось до 1961 года. С 1971 года по 1973 год в Кургане выпускалась модификация КАвЗ-651В, единственным отличием которой было наличие отопителя в салоне. На базе автомобиля ГАЗ-63 выпускался автобус повышенной проходимости КАвЗ-663.