С душой мы обычно связываем мир чувств и эмоций. Мы также привыкли думать, что душа человека и его дух – это практически одно и то же.
Когда мы говорим о ком-то: «Он человек душевный», - то подразумеваем под этим доброту и отзывчивость этого человека. Что с ним можно поговорить «по душам», то есть откровенно и искренне.
Интересно, что под «душевным человеком» Библия понимает не совсем то, что понимаем мы.
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно» (1Кор.2:14).
Кто же такой «душевный человек» по Библии? Оказывается тот, кто не принимает богодухновенное Слово. Тот, кто считает истину Священного Писания безумием, кто не может судить духовно.
Здесь в данном тексте мы видим, что апостол Павел противопоставляет человека душевного человеку духовному. Видим, что душа и дух далеко не одно и то же. Видим, что душа даже противодействует духу.
Если почитать послание далее (1Кор.3:1-3), то можно также увидеть, что под душевным человеком Слово Божье подразумевает человека плотского, подверженного плотским похотям и страстям, что совсем не вяжется с нашим представлением о душевных людях. Ведь дела плоти известны, как мы узнаём из другого послания Павла (Гал.5:19-21), - они есть блуд, нечистые скверные мысли, слова и поступки, занятие оккультизмом, вражда, ссоры, ярость, гнев, зависть, ненависть, жестокость, пьянство, убийство и тому подобные проявления человеческой греховной природы.
Мы видим, что плотский или душевный человек совсем не возвышенное существо, а скорее больше похож на сатану, чем на своего Создателя.
Вопрос в том, что есть душа человеческая? И почему Библия считает душевные качества проявлением плотской греховной природы? Исходя из того, что душа настолько неразрывно связана с телом, что составляет единый организм, объединяющий все жизненно-важные системы тела, можно сказать, что понятие души эквивалентно понятию человек, понятию осознания своего «я».
И когда мы находим в Библии описания, например: «Душа моя теперь возмутилась», можно понимать их как «я возмутился». «Душа моя скорбит», то есть «я скорблю». «Душа моя величит Господа» - «я величу Господа».
В Библии мы также найдет тексты, которые приравнивают понятие «душа» с понятием «человек». Например, когда апостол Павел убеждает измученных штормом людей на корабле принять пищу, он говорит: «Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль» (Деян.27:22). То есть не погибнет ни один человек.
Или когда Петр вспоминает спасения Ноя и его семьи: «… в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых» (2Петр.2:5). Также речь идет о душах как о людях.
И когда мы изучали в школе бессмертную поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души», разве не приравнивали понятие «душа» к понятию «человек»? Это было логично, ясно и естественно.
Из всего вышесказанного сделаем вывод: душа – это весь человек, человеческое «я», всё человеческое существо со всеми телесными системами жизнеобеспечения. И душа без тела существовать никак не может! Без тела она умрет, ее просто не будет. Поэтому Павел и приравнял душевное с плотским.
Что же можно сказать о духе?
То, что его дает Бог, оживляя тело в момент сотворения человека. Дух Божий оживляет душу человеческую. И не только физически, но и духовно, наделяя каждого из нас совестью, свободной волей, стремлением искать и познавать Создателя. А по достижении определенного возраста и верой. Духовным человек становится, когда принимает всё это от Духа Божьего, взращивает это в себе, открывает себя Его влиянию. Такому человеку противно сквернословить, лгать, причинять кому-то боль, развратничать.
Дух Божий на время отходит от души в момент смерти, чтобы в день и час Второго пришествия Христа вновь войти в душу человека верующего и воскресить его из могилы, дав новое нетленное тело.
Именно этого события так ждали все пророки, апостолы и ученики Спасителя. Именно на это событие надеются и по сей день все искренне верующие в Господа нашего Иисуса Христа.