История коллекции Музей вооружения и военной техники ВДВ в Рязани сложна и извилиста. Один из отраслевых военных музеев тихо и незаметно хранил свою коллекцию военной автомобильной техники пока на неё не обратил внимание один из министров обороны. В итоге "легково-автомобильная" часть коллекции сначала отправилась в Москву, собиралась исчезнуть, частично все таки пропала, но в итоге оказалась в парке Патриот в основной своей массе. А тяжелая техника так и осталась в Рязани. Все 178 образцов военной техники, не считая парашютов и мелочевки, из них около 170 - это автомобили и шасси. Крупнейшая и возможно лучшая коллекция транспортной военной техники в мире. Рассказывать о всех машинах смысла нет. Выбрал 21 машину которую, если Вы не имеете доступа на военные склады и базы, скорее всего нигде больше не увидишь. Машины и техника перечислены в порядке попадания на глаза, и номера это просто порядковые номера и ничего больше. Итак...
01. ГАЗ-3301 — опытный двухосный автомобиль высокой проходимости, замена "Шишиги" так и не попавшая в серию, проект прекращен в 1998. Мог перевозиться самолётами Ан-12, Ан-22, Ил-76.
02. ГАЗ-3937 «Водник» и ГАЗ-39371 «Водник». Разработан по заказу Министерства Обороны СССР по теме «Водник». Ни НАМИ-0281, ни ГАЗ-3937 не удовлетворили требованиям Министерства обороны, заявленные в конкурсе (полная масса до 4000 кг, и авиатранспортабельность вертолётом Ми-8). как замена БРДМ выпущен малой серией, сейчас условным аналогом является Тайфун-ВДВ, но ведь Водник был плавающим. В экспозиции две машины с разными боевыми отсеками.
03. 5ТДФ-это двухтактный дизельный мотор, устанавливавшийся на танки Т-64, а в модифицированном варианте 5ТДФМА – на Т-72, Т-64БМ и Т-55АГМ. Главная изюминка - встречное движение поршней. Компактный и уникальный по конструкции.
04. БАЗ-69531 (1994 – 1996 гг.) – модернизированный артиллерийский тягач, созданный на шасси БАЗ-6953 путем замены двух силовых агрегатов КамАЗ на один 300-сильный ярославский дизельный двигатель ЯМЗ-238Н (позднее — ЯМЗ-238Д-19 мощностью 330 л.с.).
05. КСД - комплекс совместного десантирования - 27 августа – 1 сентября 1974 года на базе 104-й воздушно-десантной дивизии под командованием генерала армии В. Ф. Маргелова состоялись сборы руководящего состава ВДВ с проведением опытного тактического учения, на котором впервые было десантировано 108 объектов тяжёлой техники, в том числе 122-мм гаубицы Д-30 с двумя членами экипажа в кабине совместного десантирования. Разработан КБ Московского агрегатного завода «Универсал». Д-30 и четырёхместная кабина для расчёта была установлена на платформе П-7 с многокупольной парашютной системой МКС-5-128М.
06. Парашютные системы РК-1 и РК-2. Русский Котельникова модель Первая. Редкий случай неоспариваемого никем русского изобретения - ранцевый парашют. Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) был первый раз испытан (6)19 июня 1912 года. 2 июня 1912 года провели испытания с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дёрнул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся, а его сила торможения передалась на автомобиль, заставив заглохнуть двигатель. Парашют РК-2 (русский, Котельникова, модель вторая) в 1923 поступила в Красную Армию
07. Радиостанция средней мощности БМД-1Р или «Синица» — радиостанция средней мощности КВ диапазона звена «полк-дивизия-ВДВ» на шасси БТР-Д.
08. Станция спутниковой связи Р-440-ОДБ или «Кристалл-БД» для обеспечения спутниковой связи в узловых сетях и радиальных направлениях в интересах полевых узлов связи пунктов управления ВДВ. На шасси БТР-Д.
09. КШМ на шасси ГАЗ-69Б - Десантируемая командно-штабная машина Р-142Д на шасси ГАЗ-66Б с кузовом К-66ДС. ГАЗ-66Б выпускался с 1966 года. Авиадесантный вариант ГАЗ-66 с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой ветрового стекла, на ГАЗ в 1965 г. изготовлены только опытные образцы (в дальнейшем серийную доработку кабин осуществлял «Опытный завод № 38 Минобороны СССР». В варианте просто ГАЗ-66Б не редкость, а вот именно в таком...
10. МТ-СМ (Объект 562) — средний многоцелевой транспортёр-тягач. Разработан в конструкторском бюро Мытищинского Машиностроительного завода, вместо совместной разработки с Польшей МТ-С. В 1992 году принят на вооружение, но в серию так и не пошел, но решение нашло применение в бронированных шасси для систем ПВО - Куб, Бук, Тор, Тунгуска
11. МТ-Т - МТ-Т (Многоцелевой Тягач — Тяжёлый) или «Эней» (Изделие 429АМ) — тяжёлый многоцелевой гусеничный транспортер-тягач. Создавался в Харькове на базе ходовой Т-64. В русской армии это стало приговором.
12. СД-57 - пушка калибра 57-мм с мотором, противотанковое средство десанта.
13. Урал-5323 "Суша". Разрабатывался с апреля 1977 как автомобиль бескапотной компоновки с колёсной формулой 8 × 8 с использованием кабины КамАЗ. В сентябре 1979 года на приёмо-сдаточные испытания в 21-й НИИИ МО поступили шесть образцов автомобилей, в том числе две машины Урал-5322 (8 × 8) с различной базой (грузоподъёмностью 8,5 и 9 т) и замаскированный грузовик-амфибия Урал-53221 грузоподъёмностью 7 т, оборудованный двумя малозаметными винтами в корме и съёмным волноотражателем. Все три машины были оснащены двигателями ЯМЗ-741. В 1998 году семейство унифицированных армейских автомобилей «Суша» было снято с вооружения российской армии. В серии почти не выпускалась с камазовской кабиной, именно такой вариант есть только в Рязани
14. Урал-43223 - В 1982 году у фирмы «Дойц» была закуплена лицензия на дизельный двигатель F8L413 V8 (11,3 л, 232 л.с.). Выпуск моторов решили наладить на строившемся с 1981 года Кустанайском дизельном заводе (КДЗ) Казахской ССР с производственной мощностью 40 тыс. двигателей в год, который тогда входил в Производственное объединение «УралАЗ». В 1987 году показали новый длиннобазный 6-тонный многоцелевой капотный грузовик 43223 с этим двигателем. Небольшое количество машин «Урал-43223», поступивших в войска, в сентябре 1998 года было снято с вооружения.
15. АДКС-70 - Для монтажа тяжелых военных кузовов МАЗ предлагал специальное шасси МАЗ-200Ш со свободным расположением запасного колеса на надстройке. В 1962 – 1965 годах на таком шасси с высоким кузовом-фургоном кировского автоагрегатного завода «Уралец» с покатыми скосами крыши, боковыми и верхними окнами монтировалось оснащение кислорододобывающей станции АКДС-70. Она входила в состав четырех автомобилей с прицепами и специальным компрессорным оборудованием для разделения атмосферного воздуха методом глубокого охлаждения с целью получения сжиженных или газообразных кислорода и азота, применявшихся в системах сверхзвуковых самолетов и ракет. Редко и само шасси, машин МАЗ-200 осталось совсем немного
16. ЗиЛ-443114 и активный полуприцеп БАЗ-9951. Экспериментальный авиатранспортабельный тягач ЗИЛ-443114 имел угловатую стеклопластиковую кабину конструкции 21 НИИИ, обеспечивавшей высокую сопротивляемость поражающим факторам ядерного взрыва. Испытания этой «сцепки» продолжались до середины 1990-х.
17. КрАЗ-6316 «Сибирь». Двигатель ЯМЗ-842, мощность – 420 лошадиных сил.
18. КрАЗ-5Э6315 «Открытие» начал разрабатываться в 1982 году. Машина оснащалась новым многотопливным дизелем ЯМЗ-8425 мощностью 360 л.с. В феврале 1984 года на испытания были представлены доработанные автомобили семейства «Открытие», включая трехосный бортовой грузовик, получивший обозначение КрАЗ-6315 (грузоподъемностью 10 тонн) и трехосное же шасси КрАЗ-63151 (грузоподъемностью 11 тонн). Кабины на трёхосных машинах была серийными, от КрАЗ-260, но вместо обычного ветрового стекла и опускающихся стекол дверей были установлены откидные стекла толщиной 12мм. Испытания завершились к концу 1988 года, автомобили были признаны годными к допуску на приемочные испытания при условии некоторой их доработки.
19. Комплекс из 5-ти машин на шасси МАЗ-543 для обеспечения деятельности комплексов Темп-2С, Пионер, Тополь.
20. Зил-433410. В 1990 году на заводе ЗиЛ выпустили опытный образец ЗИЛ-433410, совмещавший усовершенствованное шасси ЗиЛ-131 с кабиной выпущенного в 1987 году ЗиЛ-4331. Первые машины имели экспериментальное оперение, в серию пошли машины с обычными кабинами.
21. Походная Мастерская ПМ-3 (ПАРМ тип А на базе ГАЗ-АА) - первая серийная войсковая мастерская на шасси ГАЗ-АА. Задний мост правда уже от ГАЗ-51, хотя в экспозиции есть и рама с родным мостом.
ОО. Этот ужас называется ЗИЛ-4329 АП (автомобиль парадный) - был построен в 2005 году в 130 экземплярах для участия в параде победы. Должен был имитировать то ли ЗиС-5, то ли ГАЗ-АА. Из 130 машин остались только две. Одна в музее в Рязани.
И это только 25 из 178 крупных экспонатов музея. Стоит посмотреть, пока его снова не реорганизовали.