Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
Единственный альбом, который саксофонист Джон Колтрейн (1926-1967) записал для ведущего независимого лейбла 50-60-х гг. Blue Note, приходится на период его быстрого творческого роста. Рост начался в результате работы в квартете пианиста и композитора Телониуса Монка, которая радикально изменила подход Трейна к импровизации. В короткие месяцы у Монка (с июля по декабрь 1957) Колтрейн из «талантливого нового саксофониста» стал мыслителем, новатором, первопроходцем новых путей.
Впрочем, в альбоме «Blue Train» , который записан буквально в середине периода работы саксофониста с квартетом Монка в нью-йоркском клубе Five Spot, он не исследует новые направления, а скорее суммирует уже пройденное им ранее: музыка выдержана в канонах хардбопа, основного стиля афроамериканского крыла нью-йоркской джазовой сцены середины и второй половины 50-х — стиля, в котором Колтрейн играл в предшествовавшие годы.
СЛУШАЕМ заглавный трек альбома (авторская композиция Колтрейна в типично хардбоповом стиле)
В записи участвовали молодые звёзды хардбопа — трубач Ли Моргани тромбонист Кёртис Фуллер — и, в качестве ритм-секции, трио пианиста Кенни Дрю с контрабасистом Полом Чэмберсом и барабанщиком «Филли» Джо Джонсом . С Чэмберсом Колтрейн уже много работал — и вскоре встретится снова в секстете трубача Майлза Дэйвиса, где будет играть и «Филли Джо».
СЛУШАЕМ авторскую пьесу Джона Колтрейна «Moment's Notice»
У Колтрейна с главой Blue Note Альфредом Лайоном не было контракта, только устное джентльменское соглашение — и, поскольку Колтрейн вскоре окончательно отошёл от хардбопа и увлёкся разработкой совсем других, новых стилей, он больше никогда не записывался для этой компании. По иронии судьбы, этот альбом, второй в сольной дискографии Колтрейна, стал одним из самых популярных у него — правда, статуса «золотого диска» (500 000 проданных копий за один год) он достиг только через 35 лет после смерти артиста. «Blue Train» находится in print, то есть в режиме регулярной допечатки тиражей, уже 63 года без перерыва.
СЛУШАЕМ авторскую пьесу Колтрейна «Lazy Bird». Обратите внимание на великолепное соло 20-летнего Ли Моргана на трубе!
Запись была сделана 15 сентября 1957 в студии, которую легендарный звукорежиссёр Руди Ван Гелдер в 1952 г. построил в доме своих родителей в городке Хакенсак, штат Нью-Джерси, на западном берегу реки Гудзон прямо напротив центральной части Нью-Йорка. В этой легендарной студии были записаны буквально сотни альбомов нью-йоркских джазовых музыкантов — пока Ван Гелдер в 1959 не купил новый дом в соседнем городке Инглвуд-Клиффс и не выстроил там новую студию, в которой работал до самой своей смерти в 2016 году.
Слушаем альбом: John Coltrane «Blue Train» (Blue Note BLP 1577)
Ранее в цикле: Саксофонист Джон Колтрейн: ключевые записи. Дебютный альбом 1957 года
Цикл создан редакцией журнала «Джаз.Ру» совместно с Музеем современного искусства «Гараж». Первоначально краткие тексты о десяти альбомах великого джазового саксофониста Джона Колтрейна были подписями к экспонатам на выставке, которая проходила в МСИ «Гараж» в сентябре 2016: и была приурочена к его 90-летнему юбилею. В том же году на основе этих текстов была создана серия подкастов «Колтрейниана». К 94-летию со дня рождения Джона Колтрейна мы выпускаем эту серию в виде текстов с расширенными музыкальными иллюстрациями.
Слушать подкаст — выпуск 2 из цикла «Колтрейниана»
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!