Здравствуйте! То, что у нас летает, ходит и просто передвигается сухопутно, мы еще кое-ка можем увидеть, а вот то, что творится в подводном мире - очень загадочно и как ни странно опасно... Сегодня я решил написать про субмарины 4-го поколения.
Итак, проект "Ясень", он же 885 был реализован "Северодвинском", заложили которую в России (в 1993 году), а это немаловажно. Около 20 лет тянулось создание субмарины, хорошо хоть мирное время... И вот, наконец-то, свершилось и в этом, 2020-м году ее должны принять на вооружение.
В советское врем этой задачей тоже были забиты головы конструкторов и какое-никакое, решение они нашли в "Рубине", "Малахите" и "Лазурите".
"Ясень" стал разработкой конструкторского бюро "Малахит", так же как и проект 705 (К) "Лира", 971 "Щука-Б" и 949А "Антей", который имел крылатые ракеты. Из этих трех претендентов нужно было выбрать ту самую золотую середину, чтобы объединить лучшие качества а одном "Ясене", то есть создать универсальную субмарину.
21 декабря 1993 года первая субмарина по проекту 885 "Ясень" была заложена на "Севмаше", получив бортовой номер К-560. В 1996 году работы по созданию субмарины прекратились на 8 лет, но 15.06.2010 года "Северодвинск" все-таки выбрался в плавучий док, а уже 24.06.2010 была спущена на воду. Но первые испытания начались только лишь через год с небольшим, а 30-го декабря 2013 года после 14-ти выходов в море уже была принята на вооружение ВМФ России.
Но это не единственный представитель проекта "Ясень", их несколько и все они модернизированы под современные стандарты. Однако, о других членах семьи "Ясень" ("Новосибирск", "Казань", "Красноярск", "Архангельск") известно мало, лишь "Северодвинск" бороздит просторы интернета.
Итак, что представляют собой субмарины проектов "Ясень" и "Ясень-М"? Это инновационные лодки, стенки которых имеют легкий внешний корпус, охватывающий, но не полностью достаточно прочный внутренний, создавая сферу в носовой части, надстройку в центральной и от ракетных шахт до кормы. Сделано это для того, чтобы она стала менее шумной, чем ее предшественники, а соответственно и более незаметной для вражеских локаторов.
Каждый из 9-ти отсеков, на которые поделена лодка, имеет свое предназначение. 12-тиметровый первый отсек служит мозговым центром лодки. Из него есть выход к всплывающей спасательной камере, проложенный в виде прочной рубки. В этой спасательной камере хватит места для всего экипажа в 90 человек.
Следующий отсек в 9,75 метров - место для расположения торпед, которые имеют угол к продольной оси. Странно, даже, что вдруг решили расположить торпедный отсек в середине лодки.
Третий отсек занимают общекорабельные приборы, его длина - 5,25 м.
Для жилых и медицинских нужд выделен четвертый отсек, длиной в 9 метров. 3 и 4-й отсеки не имеют защиты легким корпусом, в то время, как начиная со следующего, он уже переходит в классический, то есть двухкорпусный.
Пятый отсек - 12,75 м ракетный, который состоит из восьми ракетных шахт, в каждой шахте по 4 контейнера с крылатыми ракетами. Таким образом, боевой запас субмарины - 32 ракеты.
Шестой - реакторный (длина 10,5 м), седьмой - турбинный и восьмой - вспомогательный имеют длину по 12 метров каждый.
Самый загадочный, 5 отсек с ракетами продуман до мелочей, так крышки ракетных шахт расположены за ограждениями рубки. Именно в них расположены пусковые контейнеры крылатых ракет "Оникс". Помимо этой системы РК, можно использовать ракеты с ядерной боеголовкой Х-101 или Х-102.
Помимо этого, в стандартное подводной лодки входит РК "Калибр", включающий в себя крылатые ракеты противокорабельного, наземного и противолодочного поражения.
В первом отсеке, как я уже писал располагаются торпеды. Это самонаводящиеся торпеды боезапасом в 30 шт. УГСТ калибром 533 мм.
Вы заметили, что здесь не написано про 9-й отсек? Так вот, это тот самый главный отсек, где располагается сферическая антенна "Амфора", чтобы "услышать" противника. Эта новация совершила прорыв, так как весь спектр обработки гидроакустической информации производится только программным обеспечением "Аякс-М". Такой гидроакустический комплекс дает преимущество во времени для обнаружения противника - это заставляет противника переживать.
Однако, есть нечто, что еще более стращает - это низкий уровень шума, который достигается благодаря реактору КТП-6-185СП, в котором имеется водо-водяная паропроизводящая установка КТП-6-85. Эта конструкция имеет монокорпус, в котором охлаждает реактор, что и явилось инновационным прорывом. Но это мы уже увидим на других лодках типа "Архангельска" и "Новосибирска", а "Северодвинск" так и остался с ВМ-11, шум которого подавляется усиленным корпусом и системой гашения шумов.
Так что, ждем на вооружение субмарины пятого поколения, которые затмят собой разработки зарубежных конструкторов.
А что вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
До новых встреч!