29 июля текущего года в отношении жительницы Краснодарского края Татьяны Орловой вынесли постановление о применении мер в виде принудительного лечения в психиатрической больнице. Против Татьяны возбудили уголовное дело по 280-й статье УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности). Своего суда и принудительного лечения ожидает и жительница Геленджика Светлана Макарова. Практика заведения уголовных дел за публикации видеороликов, репосты и ретвиты набирает обороты. Орлова и Макарова — участницы движения за восстановления прав граждан СССР. Мы расскажем, что это за люди и как сегодня в Краснодарском крае оказывают давление на «граждан СССР».
РФ — это коммерческая компания
Для начала немного теории. «Граждане СССР» считают, что Российская Федерация — это коммерческая фирма. Мой разговор с представительницей движения начался с фразы «Вы же знаете, что Российская федерация — это коммерческая компания. да?». По их мнению, на выборах 1993 года люди с паспортами СССР голосовали за конституцию государства под названием Российская Федерация, но самого документа на самом деле не существует. Конституция, для которой 2020 год выдался не из легких, — это конституция 1977 года, по правилам которой жили граждане Советского союза. Такая точка зрения подкреплена тем, что при подаче запроса в Министерство юстиции вы не получите подлинник главного документа страны от 1993 года. «Потому что его просто не существует».
Представители движения не считают законы РФ обязательными к исполнению, организовывают собственные органы власти (например, Министерство юстиции СССР) и «получают» паспорта СССР, при этом сохраняя «аусвайсы». Так они называют паспорта Российской Федерации.
«Граждане» ведут активную деятельность в социальных сетях, особенно во «ВКонтакте» и на Youtube. Видеоролики с матчастью собирают сотни тысяч просмотров и тысячи комментариев под ними. Как правило, в своих видео «граждане» обращаются к чиновникам и пытаются убедить тех, что они работают на несуществующее государство. Граждан РФ не существует, вместо них в РФ живут физические и юридические лица, которыми управляют «опекуны». Бенефициары, если можно так выразиться. Люди, которые управляют людьми подобно имуществу. У движения даже существуют инструкции, как найти собственного «опекуна».
— Я признаю, что мы живем на территории СССР, но я себя заявила уже в качестве Человека. Расторгла договора с Российской Федерацией, — ответила моя собеседница на вопрос о принадлежности к сообществу «советских людей». Помимо уверенности в принадлежности к Советскому союзу некоторые сторонники движения заявляют себя как «Живых людей». «Живые Мужчины и Женчины — Обладатели Высшей Естественной Вечной Воли» — гласит описание все в тех же «ВКонтакте» и на Ютубе. Подразумевается, что эти люди являются бенефициарами собственного имени. Сторонники оформляют документы, согласно которым они забирают у тех самых «опекунов» право собственности на самих себя. Про то, как оформить такой документ, тоже существует множество видеоинструкций.
Если подытожить, то «граждане СССР» и «Живые Мужчины и Женчины» — это люди, не признающие государство Российская Федерация, считающие его коммерческой фирмой, а живущих в ней людей — движимым имуществом. Они ведут просветительскую работу и становятся фигурантами уголовных дел об экстремизме и даже покушении на убийство.
Экстремизм по-советски и прочие уголовные дела
О сообществе, хотя правильнее будет сказать – о сообществах, я узнала задолго до нынешних событий. Как-то мне показали ролик про Живых людей, и я, к своему же удивлению, посмотрела его полностью. «Забавно», — подумала тогда я и закрыла вкладку. Мне не показалось, что ведущие могли бы нести какую-либо угрозу человечеству. Две женщины всего лишь рассказывали о еще одной из множества конспирологических теорий и объясняли, как заявить себя «Живой».
Однако при подготовке материала я обнаружила, что помимо давления на краснодарских активистов уже имелись случаи прессинга представителей советских сообществ. Например, в феврале 2020 года было возбуждено дело против карельской активистки Людмилы Петровой. Причиной возбуждения стал перепост чужого материала.
— Сидя дома я ничего не нарушила, никого не оскорбила, никуда никого не призывала. Даже если я записала видео или сделала репост, нужно еще доказать, что сделав перепост чужого материала я нанесла кому то вред? Если докажете, тогда я как Человек принесу свои извинения и возмещу материальный вред, — написала Петрова в социальной сети.
«Медиазона» подробно рассказывает о деле политика Николая Платошкина. 5 июня его отправили под домашний арест по обвинению в склонении к участию в массовых беспорядках (ч. 1.1 ст. 212 УК) и в распространении фейков (207.1 УК). Платошкин выступает за восстановление Советского Союза в прежних границах и как-то даже избирался в Гордуму Хабаровска от КПРФ.
Znak.com пишет, как весной 2019 года завели дело об экстремизме против жительницы Кургана Любови Кудряшовой. Суд решил поместить женщину на экспертизу в психиатрическую больницу.
В мае текущего года в СИЗО Краснодара отправили лидера краснодарского движения «Граждане СССР» Марину Мелихову. Ее обвинили в публичных призывах к экстремизму в интернете из-за размещенного в ее группе ролика. А 23 сентября Октябрьский районный суд Краснодара арестовал двух участников этого движения по подозрению в организации убийства некого «председателя религиозной общины». По версии следствия, Александр Дударенко и Зоя Малова искали человека для совершения убийства 51-летнего лидера религиозной общины Краснодара. Как позже выяснилось, этим человеком оказался глава еврейской общины Краснодара Юрий Ткач. Сотрудники полиции инсценировали убийство Ткача и задержали Дударенко и Малову.
Адвокат Алексей Аванесян, который защищает активистку Татьяну Орлову и держит связь со Светланой Макаровой, подробно рассказал о ситуации вокруг краснодарских «Граждан СССР» и считает, что дело о заказном убийстве завели для подавления этого сообщества.
Принудительное лечение
Как только я освободилась из больницы, в которой проходила принудительное лечение (скоро на Sota.Vision), коллега поспешил рассказать об относительно похожей ситуации в Краснодаре. Там двух политических активисток обвинили в публичных призывах к экстремизму за репосты и видеоролики. Я связалась с адвокатом Алексеем Аванесяном и гражданкой СССР Светланой Макаровой, чтобы разобраться, какой он — советский экстремизм.
Татьяна Орлова — участница движения «Граждане СССР». В конце июля на нее завели дело по 280 статье УК РФ. Алексей рассказал, что мера пресечения Татьяны продлилась всего три дня. Один день она провела под подпиской о невыезде, на следующий день суд изменил меру пресечения на помещение в следственный изолятор. На второй день пребывания в СИЗО №1 Краснодара прошел суд, который постановил применить к Орловой «принудительные меры медицинского характера». Ее отправили на экспертизу в психиатрическую больницу на срок, определяемый лечебным учреждением.
— Абсолютно вменяемый человек дает показания и рассказывает, почему записала этот ролик. Комиссия экспертов пишет, что она «высказывает бредовые идеи». Например, что «при синагогах есть школы Хабада». Я открываю википедию и вижу «Хабад. Одесса. Школа». Незапрещенная организация. Да, в синагогах. Она это утверждает. В чем бредовая? Или что «советники губернатора и президента – раввины». А в чем бред-то? Что у нас, нет раввинов среди советников? «Сионисты хабада готовят взрывчатые вещества». На основании чего Тамара Николаевна пришла к такому выводу? На основании открытой информации! У фонда «ОР Авнер» (благотворительный фонд, на данный момент ликвидирован), действительно, есть лицензия от 10 октября 2016 года. Это не бред. Тамара Николаевна интересовалась, почему общественной организации выдана такая лицензия, — рассказывает защитник Орловой Алексей Аванесян.
У Тамары Николаевны отличные характеристики. Аванесян считает, что Орлову нужно немедленно освобождать и выплачивать компенсацию. Он подал апелляционную жалобу через Ленинский районный суд города Краснодар, но позже положенного, в связи с тем, что суд не выдавал постановление практически тридцать дней.
Суд состоялся 29 июля, а постановление было готово только 20 августа. По закону на подачу апелляционной жалобы дается 10 дней. Постановление о мере пресечения в виде заключения под стражу также никому не выдали. На тот момент официальным представителем Орловой была ее дочь Наталья.
Алексею удалось добиться статуса защитника Орловой, но в случае со Светланой Марковой из Геленджика такой возможности ему не дают.
Светлана Маркова также является участницей движения «Граждане СССР». Ей уже приходилось иметь дело с полицией и судами. 29 апреля в ее квартире прошел обыск, а 6 июля текущего года на нее завели уголовное дело по той же 280-й статье УК РФ. Она записала ролик, в котором рассказала, что обвинения ей предъявили из-за репостов на личной странице «ВКонтакте» за 2018 год.
— Я сказала, что репост размещен не мной. Там были такие фразы: «смерть жидам» и «долой ублюдков из Кремля». Фраза не моя. Я слово «ублюдки» вообще не употребляю. У меня страница взламывалась неоднократно. Ноутбук находился в ремонте несколько раз. Они мне пытались вменить статью о разжигании ненависти к лицам еврейской национальности. Но у меня дедушка – еврей. Я наоборот везде, во всех соцсетях, пишу, что нужно уважать все нации и народы. Не нужно грести всех под одну метелку, — рассказала Светлана в телефонном разговоре.
— Они поняли, что не получится, и решили сделать меня невменяемой и применить ко мне карательную психиатрию. Они выхватили меня на улице, надели на меня наручники и привезли в суд. Судилище прошло за пять минут. Мне не дали сказать и слова. По регламенту у них нахождение 28 дней, но из-за коронавируса сократили до 14. Я тут же объявила сухую голодовку. На шестые сутки, когда они увидели, что мне плохо, они испугались. Они сказали, что выпишут на седьмой день, но нужно будет пройти собеседование с врачами. Я подумала, что все будет хорошо, но, увы, все оказалось не так. Они выписали меня на седьмые сутки, и через десять дней я позвонила следователю. Он сказал, что пришло заключение экспертов, что я невменяема, представляю опасность для общества и нуждаюсь в принудительном лечении. 8 июля меня поместили в диспансер, а 26 июля следователь позвонил моей дочери в Самару и спросил, готова ли она стать опекуном для своей невменяемой мамы. То есть еще до того, как пришел результат экспертизы. Дочь отказалась, потому что понимает, что я вменяемая. Они назначили мне защитника из социальной защиты, тем самым нарушив процессуальные нормы. Опекун назначается, только если отсутствуют родственники. 5 октября в 16:00 будет суд. Они планируют поместить меня в психушку и сделать из меня овощ.
Адвокат Алексей Аванесян во время телефонного разговора сказал, что продолжит добиваться допуска в качестве защитника Макаровой, но на текущий момент защитником Светланы является сотрудник соцнайма.
Я заметила тенденцию к направлению граждан на принудительное лечение в психиатрические больницы. Так, например, 24 сентября в больницу отправили 18-летнего подростка из Челябинска. Денис Куценко разместил в социальных сетях пранк о массовом убийстве людей и был незамедлительно отправлен на лечение. Об в своем телеграм-канале сообщает глава «Агоры» Павел Чиков. В психиатрическую больницу на экспертизу был помещен экс-фигурант «Московского дела» Андрей Баршай.
Психиатрические учреждения приобретают статус режимного объекта и, на самом деле, не сильно отличаются от изоляторов и спецприемников. О том, как лечат психические расстройства, я расскажу в следующих материалах.
Текст: Анастасия Кашкина
Иллюстрации: Максим Тарасов