Бизнес-джет – это самолет, который относится к сегменту бизнес-авиации и предназначен для перелетов VIP-персон: государственных деятелей, политиков, бизнесменов, ТОП-менеджеров корпораций и представителей сферы шоу-бизнеса и искусства. В целом в сфере деловой авиации в России чаще используют термин «частный самолет», чем «бизнес-джет», а в Европе или США «executive jet» или «private jet».
Бизнес-джеты всегда проектируются с учетом более высоких требований к уровню комфорта и безопасности, чем самолеты для регулярных рейсов, хотя и с этим можно поспорить, однако, производители частных самолетов всегда ставят во главу угла:
- комфорт на борту бизнес-джета (вариативность компоновок самолета, толерантность к перепадам давления, шумоизоляцию, вместимость багажника, габариты кабины);
- функциональность частного самолета (дальность беспосадочного перелета, пассажировместимость, скорость полета);
- безопасность перелета на частном самолете (самая последняя электроника и авионика, новые материалы, дублирующие системы, множественные тесты перед вводом в эксплуатацию, постоянный контроль от производителя уже эксплуатируемых моделей).
Производители бизнес-джетов
Производителей бизнес-джетов не так много. Сейчас рынок частной авиации в России на 85-90% насыщен самолетам зарубежных производителей:
- Embraer (самолеты Phenom, Praetor, Legacy),
- Bombardier (Challenger, Global),
- Textron Aviation (самолеты модельного ряда Cessna, Hawker, Beechcraft),
- Gulfstream,
- Dassault Aviation (Falcon),
- Pilatus (Пилатусы),
- Boeing,
- Airbus,
а также российскими частными самолетами таких производителей как:
- ОКБ имени Яковлева (ЯК-40, ЯК-42 VIP компоновки),
- ПАО Сухой (SUKHOI - Сухой Суперджет - Sukhoi Superjet),
- ПАО Туполев (самолеты Ту),
- ГП «Антонов» (самолеты АН),
в Европе и США, помимо вышеуказанных, бизнес-джеты представлены:
- Honda Aircraft Company (HondaJet),
- Piaggio Aero (итальянские бизнес-джеты Piaggio Avanti).
Надо отметить, некоторые производители, скажем, Boeing, Airbus, ОКБ имени Яковлева, ПАО Сухой, ПАО Туполев, ГП «Антонов» изначально специализируются на самолетах для регулярной авиации, и хотя могут выпускать самолеты регулярной авиации с VIP-компоновками, все равно их воздушные суда ближе к авиалайнерами нежели к бизнес-джетам.
Также стоит отметить, что некоторые бизнес-джеты не эксплуатируются на территории России и практически не залетают на территорию РФ, к примеру:
- самолеты израильской компании Israel Aircraft Industries Westwind,
- немецкий Grob Aircraft,
- американские самолеты Nextant Aerospace,
- самолеты Piper Aircraft,
- Adam Aircraft Industries,
- Daher's aviation,
- Mooney Airplane Company,
и некоторые другие.
Виды бизнес-джетов
В сфере частной авиации принято определенное деление по размерам и дальности перелёта среди бизнес-джетов, при этом многие российские авиаброкеры и операторы не выработали единого перевода для такого деления, в виду чего часто путают средние и легкие частные самолеты.
Бизнес-джеты в деловой авиации делятся на (классификация разделяет бизнес-джеты по maximum takeoff weight (MTOW)):
Piston - турбовинтовые - на них чаще всего летают на очень небольшие расстояния (между островами на Карибах, Сейшелах, Мальдивах, Индонезии (Бали), в Австралии, в США и т.д.). Яркие представители: модели Cessna Caravan, Pilatus PC-12, King Air, Piper, Cessna 340A, 421 C, Beech BE-58P, Diamond DA-42 Twin Star и различные другие.
Entry level jets - самые востребованные модели этой категории: Cessna Citation CJ, CJ1, CJ1+, M2, Mustang, HondaJet, Phenom 100, 100E, Eclipse 500.
Light jet - самые известные модели - это Cessna Citation Bravo, Cessna Citation CJ2/ CJ2+, CJ3/CJ3+, CJ4, Cessna Citation Ultra, Encore, Encore+, Hawker 400XP, Premier 1A, Nextant 400XTi, LearJet 35, 70, Piaggio Avanti и некоторые другие модели.
Super Light jets - наиболее известные модели: Cessna Citation XLS+, Learjet 40, 40XR, 45, 45XR, 75, Phenom 300, 300E, Pilatus PC-24, Falcon 10 и 100, а также другие. К примеру, по РФ большинство авиаброкеров начинают предложения с цен на Cessna Citation XLS+ или Hawker.
Часто Entry level jets называют сверхлегкими бизнес-джетами, и иногда к ним добавляют модели Cessna Citation CJ2/ CJ2+, CJ3/CJ3+, CJ4, а также Premier, что не совсем верно, так как Entry level jets и Light jets отличаются.
Также очень часто модели Light jets и Super Light jets перемешиваются, в частности Nextant 400XTi, LearJet 35 и Cessna Citation Encore, Encore+ - это не одно и то же, что Learjet 40, 40XR и Pilatus PC-24. На многих российских ресурсах Light jet и Super Light jets объединяют в легкие самолеты, а некоторые модели Super Light jets могут попасть и в средние самолеты.
Midsize jets - в этой категории представлены модели Textron Aviation, к примеру Hawker 750XP, Hawker 850XP, Hawker 900XP, Cessna Citation III, VI, VII; а также производителя Bombardier: Learjet 60XR, и самолеты компании Gulfstream Aerospace: G-100, G-150, Dassault Aviation: Falcon 20, 20-5 и другие модели.
Super midsize jets - наиболее известная категория для большинства клиентов частной авиации, т.к. в нее входят самолеты Bombardier: Challenger 300, Challenger 350, самолеты Textron Aviation: Cessna Latitude, Longitude, Sovereign, Sovereign+, Cessna X, Hawker 1000 и 4000, Gulfstream 200/280, бизнес-джеты Embraer: Legacy 450, 500, Praetor 600 и воздушные суда Dassault Aviation Falcon 50, 50 B.
Midsize jets и Super midsize jets вместе с Cessna XLS+ из Super Light jets могут объединять в средние самолеты, однако в классификации по MTOW и в понимании авиаброкеров у них есть четкое разделение. Иногда в средние самолеты могут подмешать и некоторые модели Heavy Jets, к примеру Challenger 604, 605, Challenger 850.
Heavy Jets - представлены наиболее известными моделями: Challenger 604, 605 Challenger 850, Falcon 2000, 2000EX, 2000EX EASy, Falcon 900, а также другими моделями французской компании Dassault Aviation: Gulfstream G-400, G-450, G-IV, G350, Legacy 600, 650, 650E. Наиболее востребованными для клиентов частной авиации остаются Challenger 604, 605 Challenger 850 и Legacy 600, 650, 650E.
Ultra long range - в российском аналоге дальнемагистральные. Можно сказать, что самолеты с любым показателем MTOW могут попасть в дальнемагистральные, но в частной авиации принято выделять в отдельную группу именно такие самолеты.
Тут бизнес-джеты всего нескольких производителей:
- Bombardier: Global 5000, Global 5000, 6000, 6500, 7500, Global Express XRS,
- Gulfstream Aerospace: Gulfstream G-500, G-650, G-650ER, G-V,
- Dassault Aviation: Falcon 7x, 8x,
VIP airliner - в эту группу входят бизнес-лайнеры, которые, в принципе, изначально производились для регулярной авиации:
- Airbus ACJ 318 Elite, 319 Corporate jets, 319neo, 320neo, 319VIP, 340VIP,
- Boeing 737-300 VIP, 737-400 VIP, 737-500VIP, 737-800 VIP, Boeing BBJ, ЯК-42 (Yak 42 D),
- Embraer Lineage 1000,
и некоторые другие модели.
Классификация бизнес-джетов по габаритам салонов
В целом для русскоязычных клиентов привычнее разделение бизнес-джетов по габаритам салонов:
- Турбовинтовые - 3-6 пассажиров,
- Сверхлегкие или Малые бизнес-джеты - 3-6 пассажиров,
- Легкие бизнес-джеты - 5-8 пассажиров,
- Средние бизнес-джеты (Embraer Legacy 450, Hawker 750XP/850XP/900XP, Cessna XLS+) - 8-12 пассажиров,
- Большие бизнес-джеты (Challenger 604, 605, 850, Legacy 600, 650, Gulfstream G350, G450, Falcon 2000) -более 10 -15 пассажиров, но до 19 пассажиров,
- Авиалайнеры бизнес-джеты (Boeing 737VIP, BBJ, Lineage 1000, Airbus) - от 19 до 30 или от 20 до 60 пассажиров и выше.
Классификация бизнес-джетов по максимальной дальности перелета
- Ближнемагистральные бизнес-джеты - с дальностью до 4000 км (Embraer Phenom 300, Cessna Citation Bravo и CJ, Hawker 400XP, Premier 1A),
- Среднемагистральные бизнес-джеты - с дальностью от 4500 до 9000 км (Gulfstream 200 / 280, Embraer Legacy 500, Challenger 300 / 350, Cessna Citation Sovereign),
- Дальнемагистральные бизнес-джеты - от 9000-9500 км и больше (Gulfstream 650, Global 6000, Falcon 7X).
Как выбрать бизнес-джет?
Для клиентов частных авиационных компаний и авиаброкеров наиболее важными характеристиками бизнес-джета являются параметры безопасности:
- модель самолета (год производства),
- год ввода в эксплуатацию,
- крайняя дата технического обслуживания,
- год переоборудования салона (Refurnishment),
- параметры, относящиеся к комфорту на борту,
- вместимость по количеству пассажиров,
- объем багажного отделения (может отличаться на каждом конкретном самолете, к примеру, при установке дополнительных баков горючего объем может сильно уменьшаться),
- габариты салона - наверное, наиболее важным параметром является высота от пола до потолка, т.к. многие клиенты частной авиации любят просторные салоны бизнес-джетов,
- компоновка салона - по регламенту производителя частного самолета, компоновка салона может различаться, т.е. существуют одни и те же модели самолетов, у которых по-разному могут быть установлены кресла, может присутствовать или отсутствовать диван и т.п.,
- наличие душевой кабины на борту - актуально только для heavy jets, ultra long range jets. Наличие туалета стоит уточнять при аренде совсем небольших самолетов Entry level jets и very light jets,
параметры, относящиеся к техническим характеристиками бизнес-джетов:
- дальность беспосадочного перелета (максимальная и максимальная при определенной загрузке пассажирами - ведь, чем больше багажа и пассажиров, тем меньше максимальная дальность перелета),
- скорость полета - чем выше скорость, тем больше дальность - логика простая, есть разные параметры скорости для бизнес-джетов, т.к. скорость самолета от взлета до приземления неравномерная, есть понятие крейсерской скорости,
- уровень шума в салоне самолета - обычно брошюры от производителей самолетов содержат параметры уровня шумоизоляции или уровня потенциально возможного шума в салоне самолета, однако такой параметр очень индивидуальный,
- остальные параметры всегда могут быть предоставлены заказчику частного самолета.
Остальные вопросы уже зависят от профессионализма авиаброкеров, а, значит, экипажа, бортпроводников, работы аэропортовых службы и организации обслуживания бизнес-джета оператором.
На рынке такие машины представлены в разных моделях и модификациях. Между собой они отличаются вместимостью, дальностью полета, дизайном и техническим оснащением салона и, разумеется, стоимостью.
Чем отличается бизнес-джет от самолета регулярной авиации?
Частное воздушное судно отличается от обычного борта гражданской авиации такими характеристиками:
- ограниченное количество пассажиров. В среднем – от 6 до 8 человек. Даже большие (Heavy jets) рассчитаны не более чем на 19 человек. Исключения составляют авиалайнеры,
- высокая мобильность. ВИП-самолеты могут совершать взлет-посадку даже в небольших аэропортах с укороченной ВПП (к примеру, в Каннах, Куршевеле). Это позволяет строить максимально эффективные маршруты полета,
- адаптация под конкретные задачи – одна и та же модель бизнес-джета может отличаться интерьером, а также компоновкой. Многие владельцы частных самолетов даже могут ставить ограничения на цели аренды самолетов, к примеру авиакомпания не сможет осуществлять перелет, если на борту будут животные, также нельзя будет курить или взять самолет для мальчишника. Такими вопросами как подбор самолета с учетом целей и пожеланий клиентов занимаются авиационные брокеры, они могут “уговаривать” операторов, находить нужные для целей клиентов бизнес-джеты. Так, что деловой перелет или путешествие семьей, или перелет с домашними животными на борту - все возможно организовать,
- комфортное внутреннее пространство – удобные кресла, наличие спальных мест, роскошный дизайн, наличие медиа-системы и современных средств связи, некоторые Heavy Jets могут быть оборудованы душевыми и большими кроватями,
- ультрасовременное бортовое оборудование, высококачественная звукоизоляция, прогрессивные системы безопасности - большие, толерантные к резким перепадам давления и движения воздушных потоков, частные самолеты - наиболее комфортный вариант для перелета.
Интересные факты о бизнес-джетах:
- Embraer Legacy 650 самолет с самым большим багажником - до 6,8 куб. метров, чуть меньше у Global 7500 - до 5,5 куб. метров, а у Gulfstream G650 и Challenger 800 / 850 -Global 6000 5,52 куб. метров. Среди средних самолетов самый вместительный Embraer Praetor 600 - багажник до 4,8 куб. метров, Gulfstream 200 / 280 - до 4,25 куб. метров,
- самолет Cessna Citation X+ - самый быстрый бизнес-джет в мире, крейсерская скорость 978 км/ч - в среднем на 30 минут быстрее других джетов,
- Gulfstream G650ER - самый дорогой бизнес-джет около $73 млн. (пока в 2022 в эксплуатации не появится Gulfstream G700 - $75 млн.),
- бизнес-джеты Hawker 750/750XP/800/850XP/900XP в своей массе намного старшее и медленнее Cessna Citation XLS+. Медленнее минут на 15,
- наиболее оптимальные предложения для перелетов свыше 6 пассажиров предлагают на Legacy 500, Legacy 600 или Challenger 604/605 или Challenger 350,
- чаще всего авиаброкеры предлагают Cessna XLS+ или Challenger 300 на большинство запрашиваемых маршрутов.
Как выглядят бизнес-джеты внутри и снаружи?
Вusiness jet – это не просто средство передвижения, но и составляющая статуса. Поэтому такие самолеты, как правило, отличаются эксклюзивной ливреей. Разработка дизайна фюзеляжа выполняется производителем по индивидуальным проектам в соответствии с запросами заказчика.
Пример того, как выглядит бизнес-джет снаружи:
Заказ личного частного самолета подразумевает также уникальное оформление салона. Обычно предусмотрена лаунж-зона, места для работы и приема пищи, всевозможные системы развлечений. В отделке используются дорогие высококлассные материалы – натуральная кожа, дерево и другие.
Пример того, как выглядит бизнес-джет внутри:
Преимущества бизнес-джетов
Фрахт частного авиасудна – это достаточно высокие затраты. Однако многие готовы к таким расходам ради того, чтобы воспользоваться всеми благами, которые дает использование борта деловой авиации:
- возможность не отклоняться от рабочего графика – за счет удобного времени вылета, индивидуального маршрута, отсутствия бюрократических проволочек в аэропорту, отсутствия пересадок, посадки максимально близко к месту назначения,
- высокий уровень комфорта – услуги персонального брокера, кейтеринг, трансфер и многое другое,
- возможность использования времени полета для работы, отдыха, развлечений.
Сколько стоит бизнес-джет?
Однозначно ответить на вопрос, сколько стоит самолет деловой авиации, невозможно. Его цена зависит от класса, технического оснащения, других факторов. Новые бизнес-джеты могут стоит от нескольких сотен тысяч долларов до 10 -20 миллионов и выше. Большинство моделей можно приобрести в пределах от 20 до 50 миллионов долларов, однако эти суммы не считают стоимость хранения, операционные издержки и регистрационные и налоговые расходы.
В любой случае, стоимость частного самолета зависит от модели, а также интерьера салона.
Сколько стоит аренда бизнес-джета?
На итоговую стоимость влияют такие факторы:
- тип и класс воздушного судна,
- технические характеристики бизнес-джета или VIP-вертолета, включая расход горючего,
- год ввода в эксплуатацию воздушного судна,
- место базирования частного самолета или вертолета (откуда осуществляется полет),
- дальность перелета,
- аэропортовое обслуживание (аэропорт вылета и аэропорт прибытия),
- необходимость стоянки (ангарное хранение в течении определенного времени до обратного перелета или следующего вылета),
- состав экипажа и обслуживающего персонала,
- заказ бортовых услуг (кейтеринг, трансфер, медицинское сопровождение и других).
Как арендовать бизнес-джет?
Если Вам необходимо заказать перелет на бизнес-джете, то можно подать заявку авиаброкеру, указав маршрут перелета, даты и время вылета или вылетов, требования к самолету (возраст, скоростные характеристики и т. п.), требования к салону и другие персональные пожелания.
Менеджер связывается с Вами для уточнения деталей заказа, предоставляет несколько вариантов бортов для выбора. После согласования всех нюансов следует в нужное время прибыть в аэропорт (если выбрана аренда). Для заключения сделки купли-продажи (если планируется покупка) процесс намного сложнее - скорее всего, он начнется с презентаций и сравнения различных моделей, определения оптимального бюджета, а далее посещения авиавыставки бизнес-авиации EBACE или RUBACE, далее демонстрационного полета на выбранных моделях, и уже потом принятия окончательного решения о покупке частного самолета.
Если Вы хотите арендовать частный самолет, то можно подать заявку авиаброкеру, указав маршрут перелета, даты и время вылета или вылетов, требования к самолету.
Если Вы собирайтесь приобрести воздушное судно, для начала нужно определиться с моделями бизнес-джетов, которые устраиваются Вас для решения ваших задач, а далее уже обращаться с запросами.
Если Вы хотите отдать свой собственный бизнес-джет в коммерческое обслуживание или хотите оценить его перед продажей или покупкой или понять, как осуществляется текущее обслуживание, Вы также можете обратиться к авиационному брокеру с обширными связами или к консалтинговым компаниями.
Где заказать услуги бизнес-авиации?
Если для Вас важно высокое качество и прозрачное ценообразование, обращаться стоит только к сертифицированному авиаброкеру.
Компания «Ваш Чартер» специализируется в этом направлении более 15 лет.
«Ваш Чартер» обладает обширными связями с различными операторами по всему миру: эксклюзивные контракты, большие дисконты по закупке летных часов, возможность зафиксировать стоимость летного часа и гибкую систему подбора вариантов для перелетов на самолетах и вертолетах.
«Ваш Чартер» может подобрать и организовать перелет на любом из более 10 тысяч бортов по всему миру (наш центр деловой авиации, обзоры с фото и видео можно посмотреть на сайте).
«Ваш Чартер» располагает штатом брокеров, работающих в режим 24/7, собственной диспетчерской и кейтеринговой службой, имеются представительства в аэропортах мира.
Обратиться к нам можно:
- по телефону: +7 (800) 551-15-21,
- в мессенджерах WhatsApp, Вайбер и Telegram по номеру: +7 (985) 410–29–99,
- по скайпу: Your Charter,
- оставив заявку или написав в online-консультант на нашем сайте yourcharter.ru
- посетив наш офис в центре «Верейская плаза 2» (№ 411) на улице Верейская, 17 в Москве.