Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
Саксофонист Джон Колтрейн (1926-1967) шёл к известности медленно. Больше десяти лет он постепенно двигался от подражания тогдашним звёздам саксофонного искусства и роли рядового оркестранта в первые ряды джазовых импровизаторов — и искал собственный звук, своё творческое лицо. В середине 1950-х он уже играл в нью-йоркском ансамбле известнейшего трубача Майлза Дэйвиса, но попал в те же путы, что и многие другие американские музыканты тех лет — мучительную зависимость от «субстанций», разрушавшую его жизнь.
В конце концов Майлз уволил Колтрейна, и Джон сделал то, что мало кому удавалось. В апреле 1957 он уехал в Филадельфию, где он вырос и где жила его семья, заперся в комнате на верхнем этаже своего дома и за несколько недель мучительной ломки избавился от героиновой зависимости — на одной силе воли.
Позже музыкант утверждал, что в те дни ему было видение, определившее его путь. В 1964 он писал: «В 1957 году я пережил, милостью Божьей, духовное пробуждение, которое впоследствии привело меня к более духовно богатой, более полной и более плодотворной жизни».
Вернувшись в Нью-Йорк, 30-летний саксофонист подписал свой первый сольный контракт с независимым лейблом Prestige Records — на обычных для этой фирмы грамзаписи и её прижимистого владельца Боба Уайнстока нищенских условиях: три альбома в год, 300 долларов за каждый. И вскоре появился «The First Trane!» Это был его первый альбом как солиста и лидера ансамбля, хотя и собранного наскоро из бывших коллег по квинету Майлза и друзей по Филадельфии. В первом издании альбом назывался просто «Coltrane», и обложка была другая, но в переизданиях появилось название «Первый Трейн!», обыгравшее созвучие музыкантского прозвища Джона и слова «поезд» (train).
Это ещё не зрелый Колтрейн, но это заявка на мастерство: проглядывают основные признаки его будущего величия — виртуозность, сдержанная эмоциональность, умение сделать старую сентиментальную балладу поводом для глубокой лиричной импровизации.
СЛУШАЕМ: баллада «While My Lady Sleeps» (Bronisław Kaper)
Запись была сделана 31 мая 1957 г. в студии аудиоинженера Руди Ван Гелдера в городке Хакенсак, штат Нью-Джерси, который находится на западном берегу реки Гудзон прямо напротив центральной части Нью-Йорка. Участвовали: сам Джон Колтрейн на тенор-саксофоне, двое его коллег по квинтету Майлза Дэйвиса — контрабасист Пол Чэмберси пианист Ред Гарланд — и два земляка из Филадельфии: барабанщик Алберт Хит по прозвищу «Тути» (Albert Tootie Heath) и трубач Джонни Сплоун.
Слушаем альбом: John Coltrane «The First Trane!» (Prestige PRLP 7105)
Цикл создан редакцией журнала «Джаз.Ру» совместно с Музеем современного искусства «Гараж». Первоначально краткие тексты о десяти альбомах великого джазового саксофониста Джона Колтрейна были подписями к экспонатам на выставке, которая проходила в МСИ «Гараж» в сентябре 2016: и была приурочена к его 90-летнему юбилею: 23 сентября 2016 Колтрейну могло бы исполниться 90, если бы в июле 1967-го он не ушёл из жизни, не дожив до 41 года. В том же году на основе этих текстов была создана серия подкастов «Колтрейниана», посвящённая его краткой, но наполненной невероятным количеством музыкальных событий жизни. К 94-летию со дня рождения Джона Колтрейна мы выпускаем эту серию в виде текстов с расширенными музыкальными иллюстрациями.
Слушать подкаст — выпуск 1 из цикла «Колтрейниана»
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!