Найти в Дзене
Иван Дорошев

О, Петербург! О, музыка мостов!

Образ Петербурга непременно связан с мостами, которые повисли над водами и стали не только необходимостью, но и украшением города. Одно слово Северная Венеция!

Царь Петр был истинным самодержцем, поэтому его упрямое делай, как я хочу вначале сказалось и на проектах строительства. Так Васильевский Остров, который вначале задумывался в качестве центральной части будущего города, должен был бы весь состоять не из улиц, а каналов, по которым счастливые горожане стали бы передвигаться на доступных плавучих средствах.

Потом каналы, которые уже начали копать, все же засыпали, так как идея оказалась нежизнеспособной, но названия современных улиц Васильевского Острова Первая Линия, Вторая Линия (и так до Двадцать Девятой) остались воспоминанием об неосуществленном проекте.

Однако царь категорически не желал строить мосты, надеясь таким образом приучить жителей города к воде. Приучались плохо. Мода тех времен была изощренной и дамы в кринолинах плохо дружили с лодками. Однако ослушаться ПетраI они не могли и передвигались (вместе со своими кавалерами, конечно) по воде так, как царь велел. Одно спасало суровая русская зима. Когда все вокруг замерзало, можно было спокойно ходить пешком по рекам и каналам.

Кстати, однажды слушала интереснейшую лекцию под названием площади Петербурга, где главной площадью Петербурга, оказывается, в прошлом, да и сегодня, мыслится река Нева!

Ее широкий разлив у Стрелки, перед Зимним дворцом, создает тот простор, который функционально присущ площадям и так необходим для дыхания города. Зимой же это место действительно превращалось в площадь такой крепкий лед был в те далекие зимы! На этом льду в течение всей зимы устраивались ярмарки, наводились временные пути-дороги, по которым лихо мчались Мчалось все что имелось для перевозки спешащих и гуляющих.

Но вернемся к началу строительства города. Летом мосты все же наводились, но они были временные наплавные.

Однако жизнь брала свое, и в 1850 году в Петербурге был все же построен самый первый стационарный мост, который назвали Благовещенским по названию Благовещенского храма, к которому этот мост приводил от Васильевского острова.

Вот то, что я знала, когда собралась посетить только что открывшийся Музей мостов в Петербурге, надеясь прибавить к своим фрагментарным сведениям более глубокие, системные знания. Музей находится по адресу пер. Мучной 2. Станция метро (Садовая, Спасская, Сенная).

Экскурсовод, которая подхватила нашу едва сформировавшуюся группку из пяти человек была очень эрудированным человеком и рассказала много нового и интересного, совершенно не касаясь той лирической информации, с которой я шла в музей. Сведения, которые я почерпнула из почти двухчасовой экскурсии(!) были для меня совсем новые. Музей оставил самые хорошие впечатления.

Я даже сфотографировалась на фоне очень серьезной формулы (важное открытие в мостростроении), чтобы зафиксировать мою временную причастность к точным наукам, без которых такое сложное инженерное сооружение, как мост, не построишь. Гордая поза свидетельство прочувственности момента приобщения к инженерии

К сожалению, далеко не все запомнилось не моя тема, так что повторить экскурсию во всей ее красе, мне не под силу, но было очень интересно.

Далее можно было бы сказать это знает каждый школьник, после чего тайно списать из википедии

Но я списывать не буду дам в свободном пересказе.

В черте Санкт-Петербурга имеется более 90 рек, рукавов, протоков, каналов (общей длиной 300 км) и около 100 других водоемов (озер, прудов), через которые перекинуты около 800 мостов, в том числе и 218 пешеходных.

Таким образом, имеем 342 городских моста, да еще и мосты в пригородах там тоже наберется более сотни.

Из этих цифр (даже не буду уверять вас, что эти цифры всегда живут в моей голове), следует, что мосты это целая история из жизни великого города.

Музей мостов открылся недавно это филиал Центрального музея железнодорожного транспорта, что находится на Садовой 50. Часть экспонатов в новый музей перекочевала именно оттуда, но вообще новый музей обладает уникальной коллекцией, которая раньше хранилась в здании МостоОтряда 19 (Красное Село). История нового музея невольно связана с предисториями, которые, к сожалению, тесно связаны с роковым словом обанкротился. Не буду наводить печаль. Сосредоточимся на том, что все же возник новый музей, и ему нашли новое место, хотя сегодня далеко не все уникальные экспонаты доступны для публики многие, как обычно, находятся в запасниках.

Главное богатство музея макеты мостов, по которым можно проследить историю мостостроения Петербурга и не только этого города. Нередко великие инженеры строили мосты здесь, а потом осуществляли родственные проекты в других городах, а иногда наоборот, здесь воплощали уже опробованные в других местах проекты. Некоторые макеты покупали за границей, так как они служили учебным материалом для новых молодых, обучающихся инженеров.

Например вот эта модель однопролетного арочного моста в Королевском Ганноверском саду (архитетор А-Л Лавес)

Модель выполнена под наблюдением самого архитектора.

Заметим, что макеты музея не стендовые игрушки, это рабочий материал, то есть те макеты, которые создавали на начальной фазе строительства, сами инженеры и архитекторы. Поэтому каждый макет это тончайшая работа, отражающая все нюансы будущего архитектурного сооружения.

Ну как не рассмотреть Нарвский мост тот что был ранее, до моста Дружбы. Ведь я столько ходила через реку Нарову!

А как мне интересен мост через Волгу! Родные же места!

Это Романовский мост на перегоне Свяжск-Зеленый Дол. Автор проекта Н. А. Белелюбский (19111913 гг.)

Но, немного истории!

Отечественная школа мостостроения родилась 20 ноября 1809 года, когда АлександрI подписал Манифест Учреждение об управлении водяными и сухопутными сообщениями. Был учрежден Корпус инженеров и институт Корпуса инженеров путей сообщения. Создание института имело огромное значение для развития отечественной транспортной науки и мостостроения.

А далее идут великие имена, яркие открытия, изящные решения, которые впоследствии воплощались в реальные, столь необходимые людям сооружения.

Даже не посещая музей, наверное, каждый петербуржец, знакомый с историей города, знает имя Августина Августиновича Бетанкура (1758 1824).

Он и автор береговых устоев первого значительного наплавного Исаакиевского моста, он же автор проектов подъемных механизмов и лесов для строительства Исаакиевского собора и подъема Александровской колонны. По его проекту, уже его учениками был построен Каменоостровский (первый) деревянный арочный мост через Малую Невку (18111813 гг.)

Испанец по происхождению, выпускник Национальной парижской школы мостов и дорог, он связал свою жизнь с Россией, приняв ее как вторую родину, воспитав здесь целую плеяду учеников и последователей.

А. Д. Готман, С. О. Пантелеев, П. П. Базен, С. В. Кербеда, Л. Ф. Николаи, А далее Д. И. Журавский (под его формулой я и сфотографировалась), Н. А. Белелюбский, Л. Д. Проскуряков, Г. П. Передерий, Е. О. Патон

И каких, оказывается, мостов только ни бывает! Сколько разных конструкций, разных решений!

Некоторые мосты так и не были построены, а макеты остались! Вот как этот деревянный мост швейцарского инженера Альдона, который участвовал в конкурсе, но проект не заинтересовал кломиссию.

Конечно же! Важно не просто слушать, или видеть проекты, эскизы, но обойти живую модель, выполненную руками мастеров, со всех сторон, рассмотреть все детали и вместе с этим прослушать рассказ о данном сооружении вот что интересно!

Ну никогда не видела кривой мост выполненный по контуру реки, а такой имеется!

Это мост Сен-Жерменской железной дороги однопролетный деревянный мост арочной системы с отвестными схватками на каменных устоях (так написано). Автор неизвестен. Модель куплена у Горного института в 1854 году.

А вот еще удивительное рядом! Водопропускная труба через реку Гоглинку на Московском Шоссе. Речку упаковали в трубу. Сооружена на 35 версте от г. Крестец в 1820 году. Автор проекта П. П. Базен.

А вот этот разводной деревянный мост того же архитектора П. П. Базена, что построен в 1830 году, до сих пор стоит в Шлиссельбурге и является важной исторической достопримечательностью.

Модель выполнена в мастерских Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1830 году.

История строительства моста через Волгу, через Амур, через Вислу Ведь один проект мог быть доработан и потом перенесен в другое пространство, так оно нередко и было!

Это шестипролетный Николаевский мост через реку Днепр в Киеве. Построен в 1853 году. Построен англичанином Чарльзом Виньолем. Был взорван польским войском, при отступлении в 1920 году. Но вот модель, выполненная в Лондоне и подаренная Николаю I, к счастью осталась. История!

В последнее время техника шагнула вперед и некоторые мосты, особенно вантовые впечатляют как этот Обуховский, перекинутый через Неву.

Было интересно узнать много нового и об истории строительства Крымского моста!

Действительно уникальное сооружение!

Обязательно проеду по Крымскому мосту на поезде! Знакомые ездили в том первом поезде, о котором было так много репортажей по ТВ.

Сказали, что ночью ничего не увидели И вообще! Вот таких фирменных стаканов на всех не хватило

Нет, я не нытик. Отсутствие стакана пережила бы. Но возможно увидеть мост, действительно лучше, если путешествовать на авто, а не на поезде.

Модель паровоза, что была привезена из научной командировки П. П. Мельниковым в 1840 году из США, в этом музее, не случайный экспонат.

Развитие железнодорожного транспорта, несомненно, повлияло на необходимость воплощения новых требований к мостам, по которым в новом времени должны были следовать уже не только пешеходы, коляски, запряженные гнедыми и даже не авто, а тяжелые составы!

А сколько конструкций разводных мостов было создано дабы не мешать судоходству!

Фрагмент моста через Оку.

Для меня, гуманитария, были интересны не только технические данные, но и личности творцов таких уникальных сооружений. Особенно приятно было остановиться у стенда, рассказывающего об одном из представителей славной династии Львовых Алексее Федоровиче Львове (1798 1870).

Здесь я, как мост над рекой, зависла у стенда.

Яркая личность! Преуспел не только в инженерном искусстве, но и в других особенно музыке. Все знают Алексея Федоровича как автора гимна Боже царя храни, но он же был сам замечательный музыкант-исполнитель, выдающийся скрипач! Однажды мне удалось послушать 24 его каприса для скрипки (подобно Паганини). Играл Сергей Стадлер. Незабываемо Оказалось, что цикл столь сложен для исполнения, что его редко исполняют, а потому мало знают. На концерте мы были с друзьями. После концерта шли пешком на Петроградскую сторону, по просторному Литейному мосту, чтобы, купив хорошее количество отличного пива, потом проспорить и проговорить всю ночь (тогда белые ночи пели в Петербурге!)

Филолог, психолог (доктор наук), физик и я, погрузились тогда в потрясающее послевкусие обсуждения путей искусства, грезили о прошлом, настоящем Запомнилось!

Родился Алексей Федорович 25 мая в Ревеле. В 1818 году окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения в звании поручика и занесен на мраморную доску, как лучший выпускник. Служил в Новгородской губернии под руководством графа А. А. Аракчеева, где в 1820 году по проекту А. Я. Фабра построил свой первый деревянный пяти пролетный мост, длиной 115 метров. Мост впоследствии был перестроен, а та модель сохранилась.

Очень ценно, что в музее сохранились макеты и других мостов, которые ныне утрачены (или были перестроены, или уничтожены во время войны).

С 1826 года Алексей Федорович занимал должность секретаря А. Х. Бенкендорфа, а в 1837 году императорским указом был назначен на должность директора Императорской придворной певческой капеллы (раньше эту должность занимал его отец). В 1840 году по инициативе А. Ф. Львова было организовано симфоническое общество. А сколько замечательной музыки он написал! Вот такие были инженеры!

Понятно и сравнение царя об одном из мостов инженера и композитора: Это Львов свой смычок перекинул с берега на берег.

Музей открыл свои двери для посетителей совсем недавно, поэтому о нем еще мало знают.

Между тем музей несомненно достоин посещения, тем более, что экскурсия входит в стоимость билета, а тема мостов Петербурга неисчерпаемая! О мостах можно говорить и языком формул, и звуками музыки, и языком красок, и рифмой Потому что мосты Петербурга это Красота и гармония.

О! Петербург мостов паренье,

Расправив крылья над Невой,

Они, в предчувствии движенья,

Поют о красоте земной.