Транспортер переднего края (ТПК), гражданское обозначение ЛуАЗ-967 - полноприводный плавающий автомобиль-транспортер особо малой грузоподъемности. Был создан по заказу ВДВ для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и военно-технического имущества, буксировки, а также установки отдельных видов вооружения.
В годы Корейской войны (1949-1953) выявилась потребность в легком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки легких орудий и минометов и других аналогичных задач. ГАЗ-69, при всех своих положительных качествах, для выполнения этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ - "малый автомобиль водоплавающий").
Модификации:
- ЛуАЗ-967А - от базовой модели отличался рядом усовершенствований и новым двигателем МеМЗ-967А большей мощности.
- ЛуАЗ-967М - усовершенствованный вариант модификации ЛуАЗ-967А с тем же двигателем и его модификациями, отличался от предыдущей модели электрооборудованием, унифицированным с автомобилями УАЗ, гидравликой, унифицированной с автомобилями Москвич.
14 августа 2014 - один вездеход ЛуАЗ-967 был передан батальону патрульной службы милиции особого назначения Миротворец для участия в Вооруженном конфликте на востоке Украины.
16 августа 2011 г в рамках проекта "Автолегенды СССР" издательства DeAgostini вышел выпуск № 66 про ТПК ЛуАЗ-967М, также содержащий модель автомобиля в масштабе 1:43.
Разработка автомобиля началась в середине пятидесятых в НАМИ группой под руководством Б.Ф.Фиттермана и Ю.А. Долматовского в составе А.Е. Оксентьевича, В.А. Миронова, Ф.Г. Хайдукова, М.М. Бахмутского, В.Н. Степановой, Н.В. Лагуненок и других специалистов. Первый опытный образец НАМИ-032Г был собран в конце 1956 или самом начале 1957 года, он имел двухцилиндровый мотоциклетный двигатель М-72 (по другим данным - МД-65, отличавшийся верхним расположением клапанов) производства Ирбитского завода, стальное несущее основание и стеклопластиковый кузов. Подвеска - продольно-рычажная на пластинчатых поперечных торсионах. Трансмиссия обеспечивала постоянный привод на передний мост и возможность подключения заднего, межосевой дифференциал отсутствовал, так как машина предназначалась преимущественно для внедорожной эксплуатации. Для увеличения дорожного просвета и повышения крутящего момента на колесах были применены закрепленные на концах рычагов подвески колесные редукторы.