Электрические дрели давно стали универсальными инструментами. Специальные насадки превращают их в насосы и маслёнки, лобзики и пилы, заклёпочники и фрезерные станки. Но сегодня я хочу рассказать о том, как дрель стала частью современного искусства.
Важнейшее из искусств
В Голливуде любят использовать вещи не по назначению: то сделаю грязь из шоколадного печенья, то соорудят винтовку космического десантника из стабилизатора для кинокамеры. Стоит ли удивляться, что сразу в двух знаменитых фильмах не обошлось без необычных дрелей.
Посмотрите на фотографию, это члены съёмочной группы, которые отвечали за спецэффекты и комбинированные съёмки в фильме “Лучший стрелок”.
В нижнем ряду, прямо под хлопушкой, сидит человек со странным деревянным диском в руках. Казалось бы, какое отношение эта деревяшка может иметь к фильму о пилотах реактивных истребителей? Да самое прямое — в 1985 году компьютерная графика находилась в зачаточном состоянии, поэтому поставщикам приходилось идти на различные ухищрения.
Чтобы сделать кадры воздушных боёв более динамичными Джеффри Кимбалл, главный оператор фильма, решил снимать эти эпизоды трясущейся камерой. Чтобы добится необходимой вибрации, Кимбалл прицепил к штативу обычную проводную дрель, в патрон которой был зажат кусок дерева.
Центр тяжести диска не совпадал с осью вращения, поэтому вся конструкция начинала вибрировать, причём вибрацией было легко управлять, регулируя число оборотов.
Фильм сделал молодого Тома Круза настоящей звездой, но, к сожалению, не взял ни одного Оскара в технических номинациях. Однако эксперимент Кимбалла не был забыт. Этот приём использовался в 1987 году на площадке “Империи солнца” и в 1998 году на съёмках “Спасения рядового Райана”.
Дрели продолжают трясти камеры и в современных блокбастерах. В первом фильме о приключениях Железного Человека аккумуляторный инструмент помог снять ключевую сцену — пленение Тони Старка афганскими террористами.
Аккумуляторная Milwaukee помогла снять сцену подрыва армейского «Хамвии» без лишних компьютерных спецэффектов.
Разумеется строительные инструменты и сами не раз становились героями фильмов — в основном триллеров и ужастиков. Но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз...
Соловьиные дрели
Самая известная дрелью в истории музыки — это Makita 6012HD. Её голос открывает девятый альбом братьев Ван Хален.
Дрель прославилась благодаря случайности: перед записью песен, Эдди ван Хален устроил ремонт в собственной студии. Среди инструментов, которые принесли рабочие, была и беспроводная Макита. Ремонт, как это обычно и бывает, затянулся, поэтому к репетиции пришлось начинать буквально посреди строительной площадки.
Звук, с которым запускался мотор дрели, настолько впечатлил гитариста, что Эдди записал и добавил его во вступление и инструментальные партии песни Poundcake. В 1991 году эта песня поднимается на первую строчку хит-парада Billboard.
Эдди Ван Хален до сих пор играет Poundcake на концертах — для этого он использует всё ту же электродрель, раскрашенную в цвета своей знаменитой гитары.
В начале 90-х Ван Ален уже был признанным и успешным музыкантом, поэтому не нуждался в деньгах за рекламу строительного инструмента. Да и сам образ хард-рок музыканта не укладывался в маркетинговую политику Макиты, поэтому мне не попадались упоминания этого факта в официальных пресс-релизах японской компании. Зато другой музыкант — виртуозный Пол Гилберт — официально сделал беспроводную дрель частью своего шоу: концерты группы Mr. Big сопровождались рекламой Макиты.
Если Ван Ален запускал электродрель “вхолостую”, то Гилберт придумал собственную оснастку — он зажал в дрель сразу три медиатора. Сначала Пол пытался просто приклеить их к деревянной оси, но суперклей не мог удержать разлетающиеся медиаторы. Пришлось усилить конструкцию болтом, шайбами и залить эпоксидкой.
“Медиаторная дрель” позволила Гилберту играть невероятно быстрые гитарные соло.
Дрель изменила не только музыку, но облик Пола. На одном из выступлений шикарные кудри гитариста намотало на патрон работающего инструмента. Вскоре после этого Гилберт кардинально сменил причёску.
“Холст, масло, дрель”
Вероятно когда-нибудь такие таблички появятся в музеях под картинами сразу двух современных художников.
Первый из них — это британский актёр, режиссёр и оператор Гевин Фри. Создатель популярного YouTube канала “The Slow Mo Guys” решил повторить успех знаменитого американского художника Джексона Поллока.
Поллок разбрызгивал краски широгкими взмахами кисти. Фри решил упростить и ускорить процесс — вместо кисти он использовал обычную дрель. Технология проста. Сначала посреди холста делается небольшое отверстие, в которое просовывается сверло.
Затем сверло обливают красками и запускают дрель. краска разлетается во все стороны и на холсте появляется картина, похожая на знаменитые творения Джексона Поллока.
Видеоролики об этом эксперименте пару лет назад взорвали YouTube, набрав десятки миллионов просмотров, а потом о них благополучно забыли.
Вторая волна популярности “дрелиписи” связана уже с другим видеосервисом — ТикТоком. Молодой художник из Висконсина, Джонни Кью, усовершенствовал технику Гевина Фри. Американец выдавливает краску прямо на холст, а затем раскручивает будущую картину с помощью оборотистой дрели.
За считанные мгновения краска растекается по полотну, образуя красивые и необычные узоры.
Кью продаёт свои творения по вполне доступным ценам — самую маленькую картину можно приобрести за смешные 35 долларов.
Художник утверждает, что за первые две недели продаж картины принесли ему около 5000 долларов. Возможно, он немного лукавит, но с другими цифрами не поспоришь — на канал Кью уже подписались больше миллиона человек.