Найти в Дзене
Читать — не скучно!

Три приёма, которые помогают научиться пересказу

Оглавление
На занятии Школа развития читательских компетенций 25 сентября 2020. Фото Ирины Черных.
На занятии Школа развития читательских компетенций 25 сентября 2020. Фото Ирины Черных.

Составление плана

Простой план состоит из пунктов, каждый из которых отражает микротемы текста (по одной на каждый абзац). Сложный может содержать подпункты-детали. Чем подробнее ребёнок составит план, тем легче ему будет пересказывать текст.

Выписывание опорных (ключевых) слов

Ребёнку, у которого хорошо развито ассоциативное мышление, легче дастся пересказ, если микротемы текста выражены каким-то словом-образом. Мысль будто цепляется за этот образ, и память восстанавливает связанную с ним информацию.

Лестница композиции (для художественных текстов)

Приём удобен для разбора литературных произведений разных жанров. Сначала текст необходимо поделить на композиционные элементы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), а потом кратко записать основные события, происходящие в каждом из них, в специальную форму лестницы. Оставшееся слева пространство на листе тоже можно активно использовать, вписывая в него детали.

А какими приёмами пользовались вы или пользуются сейчас ваши дети?