Нѣкоторые люди говорятъ, что будто бы „война родитъ героевъ". Правильна эта поговорка, но не совсѣмъ. Война не порождаетъ героевъ, а только выставляетъ ихъ на видъ.
Смѣлость, отвага, самоотверженіе — вотъ главныя свойства истиннаго геройства. Но въ обыденной, мирной жизни свойства эти часто не имѣютъ случая выказаться, на войнѣ же они невольно всѣмъ бросаются въ глаза и заставляютъ о себѣ говорить.
Русскіе люди, въ большинствѣ, всегда этими свойствами обладали и обладаютъ и нынѣ, а потому ничего нѣтъ удивительнаго въ томъ, что и въ настоящей войнѣ случаевъ отдѣльнаго геройства насчитывается великое множество. Героями, является, въ сущности, большинство нашихъ воиновъ и лучшимъ доказательствомъ тому служитъ то, что не смотря на всю свою храбрость, не смотря на численное превосходство, на шпіонство, на близость къ своей родной землѣ, а слѣдовательно, и къ боевымъ запасамъ, не смотря на знакомство съ мѣстностью и привычку къ климату, однимъ словомъ, не смотря на всѣ свои преимущества, врагамъ нашимъ все же никакъ не удается разгромить нашу доблестную армію или заставить ее сдаться и положить оружіе, какъ это сдѣлали нѣмцы въ послѣднюю свою войну съ французами. Утомились и поиздержались японцы за полтора года борьбы съ нами страшно. Утомились, правда, и наши войска, а все же врага на нашу собственную, русскую землю не пускаютъ, да, дастъ Богъ, и впредь не пустятъ. Удивляются нашему упорству даже и чужеземные народы. Сами признаютъ, что будь на нашемъ мѣстѣ какое-либо другое войско, давно бы его японцы въ дребезги разгромили.
Описать всѣ отдѣльные случаи геройства русскихъ воиновъ — не хватитъ ни времени, ни мѣста. Сообщаютъ о нихъ и въ письмахъ съ войны, разсказываютъ и вернувшіеся на родину больные и раненые — и все же это будетъ едва ли даже одна сотая доля. Не только въ каждой арміи, но и въ каждомъ полку, ротѣ, сотнѣ есть свои герои, да и не по одному, а по нѣскольку. А сколько уже ихъ полегло костьми за родину, никому невѣдомыхъ и никѣмъ неописанныхъ!
Но и не писать о нихъ вовсе, по великому ихъ множеству, также обидно. Радуетъ каждаго русскаго человѣка сознаніе, что принадлежитъ онъ къ народу сильному, стойкому, отважному, къ народу великому, который доселѣ не утерялъ ни насколько своей древней доблести, который широко раскинулъ на поверхности земли свои владѣнія, съумѣлъ объединить подъ единой Русской Державой многія племена и народности, который никогда не гнулъ передъ врагомъ шеи, а, наоборотъ, привыкъ съ издавна покорять подъ нози Русскаго Царя всякаго врага и супостата.
Отрадно это сознаніе. Живо оно въ душѣ каждаго русскаго человѣка и не погасятъ его ни мелкія неудачи, ни преходящія несчастія, ни козни враговъ иноземныхъ и внутреннихъ.
Разсказы о подвигахъ русскихъ воиновъ поддерживаютъ это отрадное сознаніе, а потому-то они для насъ не только любопытны, но и драгоцѣнны. Каждый изъ героевъ является намъ роднымъ и по плоти, и по духу, такъ какъ всѣ мы дѣти одной великой семьи — славнаго русскаго народа. Подобаетъ намъ поэтому хорошо быть освѣдомленными о подвигахъ родныхъ намъ героевъ, дабы отличить ихъ нашимъ вниманіемъ, воздать честь имъ по заслугамъ, возвеличить ихъ хвалебною славою въ назиданіе дѣтямъ нашимъ и внукамъ.
Къ сожалѣнію, бываютъ случаи, когда и самые имена героевъ, и притомъ самыхъ выдающихся по смѣлости и самоотверженію, остаются совершенно неизвѣстными.
Кто не помнитъ подвига двухъ матросовъ, единственныхъ оставшихся въ живыхъ изъ команды нашего миноносца „Стерегущаго", захваченнаго японцами. Матросы эти, забравшись въ самую глубину судна и плотно прикрывъ за собой всѣ подъемныя двери, низачто не согласились сдаться торжествующимъ врагамъ и открывъ особыя отверстія для впуска воды, затопили миноносецъ вмѣстѣ съ собою. Радовались было Японцы, что удалось имъ обогатить свой флотъ захватомъ русскаго судна, но не долго длилось ихъ торжество. Самоотверженные русскіе герои не убоялись вѣрной смерти, но судна своего всетаки не сдали, какъ и полагалось имъ по присягѣ. Самая вѣсть объ этомъ подвигѣ дошла до насъ черезъ иностранцевъ, которые прослышали о немъ отъ японцевъ. Имена всѣхъ матросовъ погибшихъ на миноносцѣ намъ, конечно извѣстны, но кто именно изъ нихъ совершилъ подвигъ — такъ и осталось тайной.
А вотъ и другой случай въ такомъ же родѣ:
При отступленіи отъ города Мукдена нѣсколько японскихъ жандармовъ и человѣкъ двадцать вооруженныхъ китайцевъ окружили пятерыхъ отставшихъ русскихъ солдатъ и набросившись на нихъ думали мигомъ скрутить имъ руки. Но не тутъ то было. Солдаты не потерялись и встрѣтили враговъ залпами изъ ружей. Не прошло и нѣсколькихъ минутъ какъ двое изъ нападавшихъ были убиты и четверо ранены, остальные въ ужасѣ разбѣжались. Солдаты, отразивъ врага, вскинули ружья на плечи и снова продолжали свой путь. Но не суждено было храбрецамъ выбраться изъ пагубной западни, въ которой они очутились. Прискакали сорокъ человѣкъ японскихъ конниковъ, окружили бѣглецовъ и предложили имъ бросить ружья и сдаться. Но напрасны были ихъ увѣщанья. Русскіе воины смѣло вступили въ неровную борьбу и въ концѣ концовъ полегли въ ней всѣ до единаго, но рядомъ съ ними легли и восемь человѣкъ убитыхъ и раненыхъ японцевъ.
Объ этомъ случаѣ разсказалъ въ нашей арміи одинъ изъ перебѣжавшихъ къ намъ изъ Мукдена китайцевъ. По описанію одежды нашихъ героевъ догадываются, что они принадлежали съ стрѣлковому полку изъ арміи генерала Линевича, но имена ихъ остались неизвѣстны.
Очевидно не за славой гонится русскій воинъ, когда выполняетъ свою присягу, свято, мужественно, непоколебимо. Безо всякой надежды на спасенье, твердо зная, что даже имя его не перейдетъ къ потомству, жертвуетъ онъ своею жизнью во имя хорошо сознаваемаго святого долга. Никакая земная награда въ подобныхъ случаяхъ, очевидно, его не манитъ и не прельщаетъ. Твердо вѣритъ онъ въ награду небесную, которая не минуетъ его, какъ „положившаго животъ свой за други своя" на полѣ брани.
И мы, родные этихъ героевъ, оставшіеся въ живыхъ, ради которыхъ приносится эта высокая жертва, мы не въ состояніи даже повѣдать другъ другу славныя имена героевъ!
И горько намъ это и обидно кажется съ первого взгляда, но, вдумавшись поглубже, мы находимъ въ этомъ и утѣшеніе.
Подвигъ безъ надежды на мірскую славу есть высшій изъ всѣхъ людскихъ подвиговъ. И если въ нашемъ народѣ находятся десятки и сотни людей рѣшающихся на подобный подвигъ, то это означаетъ, что силенъ и могучъ духъ русскаго народа, такъ силенъ, что не страшны ему никакіе напасти. Вѣрится, что все-то нашъ народъ претерпитъ, всякую невзгоду переживетъ и всякаго врага одолѣетъ, ибо всегда готовъ онъ на всякій подвигъ, не ради удовлетворенія пустой человѣческой гордыни, но ради цѣлей благихъ, высшихъ, начертанныхъ въ людскихъ сердцахъ самимъ Господомъ Богомъ.
Старый Дѣдъ.
[Сельскій Вѣстникъ, 1905, № 26, стр.2]
См.
Рождество 1914. 1915-1, 1915-2, 1915-3, 1915-4, 1915-5
С Рождеством Христовым 1914, 1915-1, 1915-2, 1915-3, 1915-4, 1915-5
Подписаться на канал Новости из царской России
Оглавление статей канала "Новости из царской России"
YouTube "Новости из царской России"