Найти тему
Igor Novikov

"Магутны Божа" - духовный символ белорусского протеста - что это такое?

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).

С началом протестов белорусской оппозиции, сразу после президентских выборов 9 августа, в поддержку протестных акций зазвучало песнопение «Магутны Божа», составленное в виде молитвы и исполняемое с соответствующим пафосом. Это произведение уже давно пытаются использовать в качестве белорусского гимна с заметным политическим и даже националистическим подтекстом. Происхождение и история данного песнопения порождают споры и разногласия, а его молитвенная форма делает преодоление разногласий особенно трудным, поскольку религиозная тема весьма деликатна.

Верующим известны некоторые приемы разрешения подобных ситуаций, и одним из таких приемов является обращение к десяти Божьим заповедям. Приложение заповедей к конкретному случаю помогает христианину определить правильную позицию. Третья заповедь гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (в славянском исполнении: «Не приемли имени Господа Бога твоего всуе»). Нарушением этой заповеди является всякое употребление Божьего имени неподобающим образом: впустую, без внимания, без уважения или даже с осуждением и хулой против Бога.

Более глубокое осмысление этой заповеди открывает и такую форму ее нарушения, как намеренное использование имени Бога в неподобающих целях, никакого отношения к Богу не имеющих, а то и богопротивных. Коварство такого нарушения в том, что внешняя форма у него может быть вполне благостная, совершенно молитвенная, как бы со вниманием и почитанием, но цель преследуется суетная: бытовая, коммерческая, политическая, возможно и греховная, и преступная. И вот использование песнопения «Магутны Божа» в качестве политизированного гимна, да еще в обстоятельствах борьбы за власть, очень похоже на такой случай.

Протестное исполнение "Магутны Божа" белорусской филармонией  (Фото из Интернета)
Протестное исполнение "Магутны Божа" белорусской филармонией (Фото из Интернета)

Коллективное исполнение «Магутны Божа» работниками белорусской филармонии, вышедшими на поддержку протеста вскоре после выборов, сопровождалось демонстрацией плакатов (про украденные голоса и про насилие) и явно имело политическую направленность. В это же время на протестно-политическом поприще отметились и некоторые священники: исполнением того же гимна, стоянием в пикетах и произнесением в храме с амвона вместо духовной проповеди пламенных революционных речей, достойных митинговой трибуны. В насилии они обвинили только власть, но не протестных боевиков, которые первыми стали нападать на милицию и спровоцировали насилие. А ведь это искажение правды, и это тоже похоже на нарушение третьей заповеди.

Фото из Интернета
Фото из Интернета

Служба пастырей – не в исправлении политической системы, а в исправлении и спасении человеческих душ, мир и смирение они должны утверждать собственным примером, а склонность к иному поведению и иной деятельности надо бы выявлять в себе до получения священнического сана.

Хроника событий указывает, когда и где авторитет священников и божественные песнопения могли бы послужить к предотвращению насилия. Сразу после выборов, во время ночных противостояний, когда организованные и подготовленные отряды крепких физически боевиков-провокаторов нападали на милицейские кордоны, а милиционеры были вынуждены защищать не только порядок, но и свои жизни. Однако как раз там ни священников-миротворцев, ни благостных песнопевцев не оказалось. И вразумлять обнаглевшую протестную молодежь они не стали. Пришлось действовать силовикам, в соответствии со служебным долгом и доступными им методами.

Когда силовые акции оппозиции были пресечены решительными действиями правоохранителей и попытка быстрого сноса власти провалилась (именно так было остановлено насилие!), организаторы протеста перешли к нечистоплотному лукавству: последствия ими же устроенного физического противостояния стали использовать для обвинения власти в насилии, не стесняясь преувеличивать и додумывать лишнее. Вместо боевиков на улицы вывели женщин с их женскими провокациями, по-своему отвратительными. Но особенно показателен массовый женский визг. Это не просто человеческая деградация, но и деградация духовная, это явное проявление коллективного беснования. Визжащую женскую гвардию осталось только на метла посадить, издавать звук взлетающего истребителя они уже научились.

Матери и отцы потащили в гущу протеста своих детей – что это, глупость, психоз или все-таки духовное помрачение? Не пора ли поддерживающим протест священникам обратить внимание на то, что протестующие на улицах уже чем-то одержимы, и похоже отнюдь не Святым Духом? Тут и впрямь, хоть Святых выноси, впору крестные ходы проводить, но только не с политическими требованиями, а как положено – во Славу Божью, в умиротворение и спасение душ. Вот бы священникам выйти к своим митингующим чадам и сказать им: давайте остановимся, давайте успокоимся, давайте споем вместе «Магутны Божа»! Но нет, по-прежнему это песнопение предпочитают исполнять в поддержку вот этих протестующих, к дальнейшему обострению их протестного и духовного состояния.

С сожалением приходится отмечать, что наличие якобы всебелорусского объединительного гимна «Магутны Божа» в этот кризисный период не послужило к примирению и успокоению. Напротив, можно заметить, что это песнопение используется не как объединительное и умиротворяющее, а скорее как подстрекательское, побуждающее одну из сторон конфликта к эскалации противостояния, к разжиганию разрушительного бунта. А может сие произведение именно для этого и создавалось?

Свойства и судьба объекта во многом определяются источником его происхождения. По церковной традиции, составление молитв и написание икон не может быть доверено любому. Иконописец должен заслужить и получить особое благословение, а христианские молитвы происходят из глубины духовного опыта Церкви. Великие молитвенники, святые отцы и старцы, отказавшись от мирского, искренне молились Богу, и некоторые их молитвы по Божьему промыслу становились достоянием всех верующих. Теперь и мы, как умеем, пытаемся молиться этими молитвами, как бы совместно с их святыми составителями. А откуда происходит «Магутны Божа»?

Текст его - стихотворение (авторское название "Малiтва"), написанное в 1943 году в оккупированном немцами Минске. Автор - поэтесса Наталья Арсеньева, на тот момент сотрудничала в профашистской "Минской газете" (а до этого, по опубликованным данным, была завербована советскими спецслужбами в качестве агента для разработки белорусских националистов). В 1944 году эвакуировалась вместе с мужем и с немцами в Германию.
Ее муж Франц Кушель - бывший русский офицер, получивший ордена и дезертировавший из армии, затем белорусский националист при немцах, затем польский офицер на службе у Пилсудского, затем находился в советском плену и, по некоторым данным, сотрудничал с НКВД, избежал репрессий, был освобожден и отправлен под надзор в Белоруссию. В первые же дни гитлеровской оккупации попросился на службу к немцам и был принят в минскую вспомогательную полицию. До конца войны состоял на военной службе у немцев, в т.ч. в войсках "СС", готовил военные кадры, в т.ч. для карательных операций. В конце войны дезертировал и сдался американцам.
После войны Арсеньева и Кушель жили в Западной Германии, затем в США, участвовали в деятельности белорусской националистической эмиграции. В качестве религиозного гимна этой эмиграции стал использоваться положенный на музыку текст стихотворения Арсеньевой - "Магутны Божа". Таково происхождение и изначальное предназначение сего песнопения. Какая же это молитва, какого действия от нее ожидать? Если это духовный гимн, то от какого духа он происходит?

Вспоминаются духовные предостережения о том, что враг рода человеческого постоянно искушает нас, и порой весьма изощренно - в частности, он может предстать перед человеком в образе прекрасного светлого ангела, увещевать внешне благостно, но при этом уводить в грех и в погибель. Несмотря на красоту текста и мелодии, к гимну «Магутны Божа» следует относиться с большой духовной осторожностью. Слова сами по себе вроде хороши, но их применение в сочетании с политическими атрибутами может соединить совсем не с Богом, а с чем-то другим.

На протесте белорусской филармонии с исполнением "Магутны Божа"  (фото из Интернета)
На протесте белорусской филармонии с исполнением "Магутны Божа" (фото из Интернета)
На одном из предыдущих протестов белорусской оппозиции  (фото из Интернета)
На одном из предыдущих протестов белорусской оппозиции (фото из Интернета)

Если бы песнопение «Магутны Божа» употреблять долгое время в качестве именно молитвы к Богу, очищенной от всякого иного понимания и смысла, если при этом искренне молиться с должным смирением и любовью, то со временем, возможно, оно зазвучало бы иначе. Но пока более вероятно ожидать все новых активаций этого текста в качестве политического гимна и использования его в политических целях. Ну тогда не нужно воспринимать это как молитву.

Христианских молитв у нас, Слава Богу, довольно, только мы не очень-то ими молимся, порой молимся машинально, без понимания смысла, без искренности, не принимая в свою душу. Вот на свободное от святых молитв место и проникают подложные молитвенные суррогаты. А может нам самим хочется чего-то другого? Вместо молитв покаянных ради Царствия Небесного мы ищем молитв об утверждении земного национально-политического проекта, в котором надеемся реализовать наши собственные представления, убеждения, вожделения, наше самомнение, нашу гордыню. Но ведь это уже не в Бога вера и не Богу молитва. Да и земные надежды скорее всего будут здесь обмануты.