В этой статье мы расскажем о двух стратегиях успеха, которые были доступны для бедных, но талантливых детей до революции. Прежде всего – две оговорки.
Во-первых, речь идет о пореформенной России, то есть от 1861 до 1917 года. При крепостном праве возможностей сделать карьеру было меньше, и пути были другими.
Во-вторых, речь у нас пойдет только о двух самых широких, массовых путях «наверх».
Бывали и другие случаи: почти в каждом обществе есть свои Ломоносовы. Здесь можно вспомнить, например, о крестьянине-бедняке Питириме Сорокине, который в 27 лет стал приват-доцентом Санкт-Петербургского университета, потом уехал в эмиграцию и превратился в патриарха американской социологии. Но это случай исключительный: в дореволюционной профессуре люди с таким прошлом были белыми воронами. Нас же интересуют самые обычные сценарии.
«Мальчик» в лавке.
Каждый год тысячи простых крестьян (реже – мещане) в возрасте от 11 до 15 лет становились мальчиками на побегушках в торговых заведениях. Обычно в магазине работали: 1) купец-хозяин, 2) продавцы-приказчики и 3) «мальчики» – помощники продавцов, они же рассыльные, уборщики, чернорабочие... «Мальчик» был существом бесправным, трудился за еду и жил на положении слуги в доме хозяина. Однако за четыре или пять лет ученичества он осваивал профессию и становился приказчиком. Дальше все зависело от его способностей.
До начала XX века в большинстве магазинах не было фиксированных цен и можно было торговаться. Успех торговли всецело зависел от таланта продавца! Успешные приказчики ценились на рынке труда, получали высокое жалованье. Особенно ценился тот, кто мог возглавить целый магазин в отсутствие хозяина. Предпочтение отдавали молодым и бойким, поэтому карьеры делались быстро.
Дальнейшее – дело техники. Молодой приказчик открывал свое собственное дело, взяв кредит, или используя свои накопления. Или же брал в аренду лавку (иногда – у своего хозяина). Таких торговцев были тысячи. Множество купеческих династий начинались именно так.
Столкнувшись с несколькими биографиями таких купцов, я отметил, что все они достигли успеха молодыми. В 25-27 лет молодой человек уже записывается в гильдию, хотя 10 лет назад работал за еду, а 20 лет назад ел хлеб с мякиной в деревне…
Все это в первую очередь – благодаря способностям, а во вторую очередь – благодаря везению. Но если нет таланта, никакой счастливый случай не поможет.
Мальчик и девочка из земской школы
Второй путь к успеху – менее впечатляющий, но более верный. Здесь все зависит только от способностей и прилежания: сельская школа и учительская семинария! Страна испытывала острую потребность в педагогах, и учительские семинарии (как для мужчин, так и для женщин) оказались самой демократичной формой среднего образования. Они были открыты для всех, кто окончил начальную школу и хотел учиться дальше. Будущие преподаватели не платили за обучение и получали стипендию.
К началу XX века в России было несколько сот тысяч народных учителей и учительниц, почти все – дети крестьян. Дети учителей, в свою очередь, могли получить более серьезное образование и сделать карьеру.
Учителя начальных школ составляли нижний слой российской интеллигенции. Их положение было двойственным: вспомним Медведенко из чеховской «Чайки»! Он жалуется на безденежье, но все-таки ездит в гости к помещику, а не к крестьянам. В конце концов он женится на дочери отставного поручика, управляющего усадьбой. Для большинства крестьян двадцатитрехрублевое жалованье Медведенко было мечтой.
Таковы два самых массовых пути, которые позволяли выходцам из социальных низов сделать карьеру в дореволюционной России.
Все мои статьи, связанные с историей России, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Читайте также:
Рассказ ребенка из бедной семьи. Коломна, середина XIX века
Рассказ советского беспризорника (Оливер Твист нервно курит в тамбуре)