В мультимедийном пресс-центре "Sputnik Армения" состоялся видеомост Москва - Ереван - Нур-Султан на тему "Цифра рядом: как школьники, студенты и молодые ученые по всему миру получают поддержку российских университетов". Встречу инициировало Федеральное агентство "Россотрудничество", запустившее в середине 2019 г. более 30 международных проектов, нацеленных на повышение цифровой грамотности в сфере образования и охвативших на сегодняшний день около 100 тысяч учителей, школьников, абитуриентов, студентов из 40 стран.
В ВИДЕООБСУЖДЕНИИ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ ГЛАВА Россотрудничества Евгений Примаков, заместитель Павел Шевцов, проректор по цифровизации Финансового университета при правительстве РФ Алексей Аносов, а также эксперты, представители и участники проектов из России, Армении, Казахстана. Были обсуждены процесс и результаты реализации программы Россотрудничества "Цифровая экономика" в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" в 2020 году. Как отметили участники, в период пандемии пришлось еще более активизировать осуществление проектов, перейдя в новый режим работы и выбрав в качестве основных ее инструментов онлайн-форматы коммуникации школьников и учителей, абитуриентов, студентов и молодых ученых по всему миру.
Программа "Цифровая экономика" проводится Россотрудничеством с партнерами в других странах и нацелена на разные категории: на школьников - для передачи знаний по цифровым платформам и умений ориентироваться в них, на студентов - для более глубокого погружения в сферу цифровой экономики и на подготовку преподавателей и повышение их квалификации по применению цифровых технологий в сфере образования.
"Финансовый университет при правительстве РФ запустил с нами 5 мотивационно-образовательных онлайн-проектов для обучения аудитории навыкам цифровых компетенций. Отлично работает! - заявил Е.Примаков. - Есть результат использования электронного учебника "Киберкнига", благодаря которому дети обучаются навыкам в языке программирования С++. Мир обновляется, и проекты по цифровому образованию и подготовке кадров обретают особую важность".
Российские образовательные платформы доступны пользователям со всего мира и не ограничиваются лишь участниками из России или постсоветских стран. Одна из главных задач - организация работы и обучения на данных платформах на русском языке, что способствует продвижению русского языка в мире. Программа "Цифровая экономика" не только решает вопрос повышения цифровой грамотности всех вовлеченных в нее участников, но и формирует профессиональную заинтересованность, мотивацию молодежи в изучении русского языка. Получив образование на российской платформе, зарубежная молодежь стремится найти работу в России.
ПРОГРАММА ВЫЗЫВАЕТ БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС ЗА РУБЕЖОМ. Основные ее проекты и их реализация проводятся на сайте Российского Цифрового Сотрудничества, где на сегодняшний день зарегистрировано 120 уникальных посетителей и около 4 млн пользователей на страницах в соцсетях. Как сказал Павел Шевцов, не каждая реализация глобального проекта может похвастаться такими цифрами.
"Одна из главных целей программы - работа с преподавателями. Ведь оттого, как преподаватель зарубежной школы сможет преподнести ученику преимущества, которые предоставляет данная программа для каждого отдельного ученика, будет зависеть, заинтересуется ли ученик сотрудничеством с данной программой и, как результат, с Российской Федерацией: захочет ли он поехать учиться в Россию и остаться здесь работать".
Вице-президент научно-образовательного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана Маргарита Стоянова рассказала, что в прошлом году университет совершил большой рывок: при поддержке Россотрудничества реализован онлайн-курс молодого инженера и Хакатон. Интерес к онлайн-курсу заметно возрос: в него вовлеклись более 6000 школьников и 1000 учителей. Налажена обратная связь: преподаватели просили углубить курс, а виртуальная лаборатория по производству инженерных изделий, доступная не только в очках VR, но и с компьютера, позволила решить вопрос перевода практических инженерных дисциплин в формат онлайн и охватить огромное количество учеников с постсоветского пространства и отдаленных уголков мира: Алжира, Исландии, Австралии и других.
Алексей Аносов сообщил, что в октябре Финансовый университет при правительстве РФ намерен начать второй этап программы. Будет запущено 10 образовательных онлайн-проектов, касающихся не только таких предметов, как финансы и экономика, но и новых технологий и даже медицины. Создан большой образовательный портал "Учись в России" для 8 стран, в том числе и Армении. Основная цель - подготовить школьников, желающих учиться в России, по интересующим их дисциплинам: истории, физики, биологии, химии и другим. Отдельные курсы не только ориентируют школьников по предметам, но и позволяют ориентироваться в русском языке вообще и подготовиться к учебе на этом языке в вузе. Поэтому в рамках него преподается терминология по тому или иному предмету на русском языке. Образовательный проект только начинает старт, но онлайн-конференции со странами-партнерами показали, что общественность заинтересована проектом и желает подключиться к нему. Планируется продолжить проект и после окончания государственного контракта: все вовлеченные в него школьники продолжат бесплатное обучение на данной цифровой платформе.
ПРОГРАММА "ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА" НАЦЕЛЕНА ТАКЖЕ на создание единого образовательного пространства на территории ЕАЭС. Важность и реализацию проектов прокомментировал директор Российского центра науки и культуры в Ереване Сергей Рыбинский.
"Проекты осуществляются в Армении с 2019 г., и это стало цифровым прорывом. Для Армении они имеют особую значимость: страна русскоговорящая, более 70% населения владеют русским языком, в более чем 1460 школах изучение русского языка является обязательным, в стране более 3000 преподавателей-русистов. В проектах участвовали более 1000 человек, и по их отзывам мы наблюдаем огромный интерес".
Отметим, что в декабре 2019 г. в ереванской основной школе N8 имени А.С. Пушкина в рамках Федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" были проведены мероприятия по повышению квалификации "Педагогическая деятельность в условиях цифровой экономики". Проект был нацелен на повышение педагогического мастерства учителей русских школ за рубежом в области знаний цифровой экономики на основе проведения комплексной оценки соответствующих профессиональных компетенций педагогов и последующего повышения их квалификации. Курсы привлекли более 100 учителей школ и других образовательных очагов Еревана. Они прошли обучение в соответствии с персональными рекомендациями и итоговую аттестацию в форме защиты проектных работ. Как отметила директор школы Наталья Степанян, мероприятия помогли учителям быстро влиться в процесс дистанционного обучения в период карантина и сконцентрироваться на учениках в новых условиях работы.
"Технологии и их применение помогли мне в 2018 г. удостоиться звания "Лучший учитель Года Еревана", - выступила финалистка международного конкурса педагогического мастерства среди учителей русских школ за рубежом "Закачай знания!" Рипсиме Авагян. - Подобные конкурсы для учителей полезны и актуальны. Основная их цель в распространении педагогического опыта использования цифровых образовательных ресурсов. Когда COVID-19 остановил все, у нас появилась возможность осмыслить ситуацию и получить новые знания. Мы перешли на дистанционное обучение, которое невозможно организовать без знания и применения цифровых ресурсов. Учителя получили свободу в выборе методов работы. Мы стали строить мосты сотрудничества между коллегами для обмена опытом, а также для работы с учениками и их родителями. Технологии доказали всему миру, что являются неотъемлемой частью образования".
Магдалина ЗАТИКЯН
https://golosarmenii.am/article/95214/cifrovoe-obrazovanie-stuchitsya-v-dver