Найти тему
Moscow Meltdown

Рецензия: J.G. THIRLWELL & SIMON STEENSLAND - Oscillospira (2020)

Если вы дружите с современной анимацией, то, скорее всего, вы знакомы с одним из лучших мультсериалов "для взрослых" The Venture Bros (у нас в России он как-то не прижился из-за очень скудного и ограниченного перевода). Автором же саундтрека к нему является J.G. Thirlwell, чью музыку можно описать как энергичный и захватывающий микс электроники, джаза и народной музыки (в том числе мексиканской). Также этот уникум заведует проектом Foetus, где записывает неординарную и авангардную музыку, которая, несомненно, достойна внимания любого меломана, но вот как-то я до неё никак не доберусь. В любом случае лично мне всегда было бы интересно, что получится, если совместить неординарные мелодии и аранжировки J.G. Thirlwell-а с прогрессивным роком - жанром, который не только не гнушается инноваций, но и фактически выживает и процветает за счёт них.

Вот тут в дело включается Саймон Стинслэнд - шведский мультиинструменталист, который может похвастаться не только обширной сольной дискографией, но и работой с такими группами как Landberk, Qoph, Morgan Ågren, Thinking Plague и иже с ними. Не самые известные общественности наименования, согласен, но ведь всем нам прекрасно известно, что если вы хотите найти действительно оригинальные и стоящие музыкальные коллективы, то иногда приходится копнуть поглубже.

Я уж не знаю, как между музыкантами завязалась дружба, и откуда у них появилось желание записать совместный альбом, но в 2020 году свет увидел "Obscillospira" - очень необычная пластинка, описать которую можно лишь как авангардная. А хорошо это или плохо - это уж придётся разбираться. Дело в том, что авангард не всегда становился залогом качества в рок-музыке: зачастую следование этому движению человеческой мысли приводит группы к выпуску очень оригинальных, но практически неслушабельных альбомов, одним лишь смыслом существования которых было эпатирование публики. Вот правда: какой человек в здравом своём рассудке будет намерено и целенаправлено слушать Fantomas - причём не ради хихов, хахов и кеков, но ради наслаждения и удовольствия? Ну, наверное, такие индивидуумы всё же находятся, но, вы знаете, некоторые и в Power Electronics эстетическую прелесть находят, так что что уж там говорить... Однако бывает в мире и тот авангард, где музыканты не забывают о таких вещах как мелодика и гармония и умудряются совмещаться действительно новаторский подход к песнетворчеству и композиционной структуре с, скажем так, слушабельностью.

Тируэлл и Стинслэнд же, вместе со своим альбомом "Oscillospira", приземлились где-то посередине этого противоречия. С одной стороны, пластинка отнюдь не предназначена для массового слушателя и даже приглянётся отнюдь не всем поклонникам экспериментальной и прогрессивной музыки, но, с другой стороны, если дать ей время и дать представленной на ней музыке шанс раскрыться, то "Oscillospira" вполне может стать вашим укромным уголком для прослушивания в дождливые осенние вечера.

Альбом фактически сочетает в себе два настроения. С одной стороны, он может показаться своеобразным окном в будущее, попыткой показать, как будет выглядеть экспериментальная и прогрессивная музыка лет эдак через двадцать. Психоделические и авангардные электронные аранжировки, достаточно тяжёлая электрогитара, ярко выраженные элементы джаза, - всё это является залогом действительно неординарного и футуристического звучания, объять которое получится отнюдь не сразу. Музыканты предпочитают не задерживаться долго на одной мелодии и постоянно развивают свои композиционные темы, то терроризируя нас практически думовыми гитарными риффами, то проваливаясь в самую что ни есть экспериментальную электронику.

С другой же стороны, на "Oscillospira" наблюдается уникальное винтажное звучание, лично мне навевающее мысли о классических голливудских шпионских фильмах и сериалах - "Шарады", "К северу через северо-запад", "Агенты А.Н.К.Л.", "Миссия: Невыполнима" и иже с ними. У меня есть предположение, что такой подход к написанию песен был привнесён в альбом именно Тируэллом, который примерно такие же инструментальные фишки использовал во время написания саундтрека к "Братьям Вентура". Это звучание делает "Oscillospira" гораздо более живым и динамичным альбомом и, более того, таким образу музыканты располагают к своей музыке гораздо большее количество слушателей: ибо кому, простите, не нравится музыка из шпионского кино шестидесятых и семидесятых?

Но, опять же, выдержать все местные эксперименты и инновации смогут отнюдь не все: инструменталисты не жалеют слушателя, а потому обильно используют сбивки ритма, частые смены настроений и неординарные музыкальные размеры. Вкупе с отсутствием вокала это может отпугнуть многих индивидуумов, но, опять же, "Oscillospira" и не рассчитал на многих. И, наверное, в этом и состоит его главное преимущество.

Автор: Николай Чувиков