Найти тему

Мир сервисов..и табак

Cила рыночной экономики в том, что даже последовательная борьба с отраслью может не просто сделать ее сильнее, но перевести на совсем другой уровень.

Мы живем в мире сервисов. Вы, как покупатель, больше никому не нужны, никто не хочет вам продать конечный товар.

Ну, купили вы машину, с точки зрения производителя - вы сразу потеряны. Может купите новую через 3 года или 5 лет, а может у вас просядут доходы и будете ездить, пока не развалится. Или купите у другого производителя или переедете в центр большого города и вообще откажетесь от машины.

Сплошной стресс и никакого планирования. Пришел кризис, народ чуть поджался - автозаводы всегда завалятся первыми, потому что отложить покупку или замену машины, не отдавать кучу денег сразу - самый очевидный шаг пред лицом любой нестабильности.

Совсем другое дело когда у вас подписка: вы арендуете машину или пользуетесь каршерингом - это не только регулярные и сравнительно небольшие расходы, как свет вода и интернет, которые просто становятся образом жизни, это еще и вовлечение во вполне конкретную инфраструктуру, привязка ко вполне конкретному сервису.

Так работают игры, кино, сериалы, софтвер, в том числе профессиональный: не принимай редкие дорогостоящие решения каждый раз, ты ж его норовишь принять не в нашу пользу. Привяжи, дорогой, один раз карточку. За недорого. По цене Латте с булочкой. Но просто мы знаем: если ты уже привязал карточку к Кинопоиску - то не привяжешь ее к Иви, подписался на Премьер - на Сони Вегас уже не сбежишь. Ты теперь в нашем отчете на следующую пятилетку.

Задача - не что-то продать, задача - утянуть человека в свою проприетарную экосистему. Зачем зарабатывать на продаже ИксБокса или ПС? Можно отдавать их по себестоимости или даже дешевле (что, по сути, и делают, попробуйте собрать компьютер с аналогичной производительностью - вас ждут большие открытия), это ж не устройство, это платный пропуск в единственный магазин.

Я совершенно убежден что этот процесс будет только нарастать, что феномен конечной сделки останется, разве что, в еде. Хотя, подписку на Перекресток тоже легко представить.

Казалось что табачники так никогда не смогут. Процесс табачного тления невозможно, казалось, сделать проприетарным. Нельзя продать, подарить, подписать потребителя на зажигалку или пепельницу, которая не сработает на чужих папиросах. Табачники, в этом смысле, были натурой из совсем другой экономики, умирающей на глазах экономики.

Но именно борьба с табаком вернула их в игру. Теперь их клиент тоже делает выбор один раз: покупаешь ты Айкос от Филипп Мориса или Гло от БАТа - на этом все. Теперь ты навеки привязан к единственной марке стиков, защищенной патентом, копирайтом и карами любому нарушителю.

Теперь вопрос не в том кто какую долю свободного рынка занимает. Вопрос в том чья система станет стандартом де-факто. Кто здесь будет тем Эпплом и Гуглом, Сони и Майкрософт.