ИСТОРИЯ ОДНОГО РУССКОГО СЕМЕЙСТВА
Мои далёкие предки проживали на Волге.Но, видимо, что то им не доставало для выполнения
задуманного, требующего более свободных территориально творческих действий. И решили они
податься на просторные поля, благо Россия была широка и не было препятствий для выполнения
желания переселиться в любые места. Туда, где можно было лучше всего приложить своё умение трудиться, а,
следовательно, потом быть состоятельными, богатыми. Люди эти были неграмотны, но умны от
природы, жёстки в своих решениях.
В разведывательных целя сначала отправились человек пять из разных семейных
кланов. Слыхивали они, что в Восточной Сибири бескрайние степи с хорошей землёй, на которых
колышится от ветра ковыль-главный признак плодородной земли. Кругом простор бескрайний.
По той земле кочевал незнакомый доселе народ, но простой, не злобный, пел непонятные русские
песни, сплёвывал что то зелёное ,как оказалось это было их курево . Этот народ своими кланами
переселялся от одного водоёма к другому, от берега одной чистейшей речки, наполненной
рыбой, к другому подобному первому.
Широкий простор, чистейшая вода, плодородная земля как скатерть, видимая до горизонта – всё
это понравилось пришельцам и, решили они переселяться сюда с Волги-матушки. Но прежде, чем
переселяться, нужно было обзавестись каждому своей семьёй, и начались свадьбы. Когда один из моих предков
посватался, то невеста запротестовала, несмотря на уговоры родителей. Была она физически
сильна, что было не редкость в те, почти былинные времена. Сваты и их друзья-пять мужиков-боролись
с ней, чтобы вытащить её из сеней. С рёвом, с криком “Прощай матушка» , посадили её в телегу-
бричку, а мать на прощание подарила ей моток льняных ниток, который хранится до сих пор .Нить крепка, как будто пряли её недавно.А ниткам этим самоё малое полтораста лет. Вот
качества, теперь неслыханное.
Долог был путь до новых мест. И началась работа с покупки свободных земель у кочевого народа.
Их в то время называли киргизами, но в дальнейшем было выяснено, что они назывались
казахами и их как бы центром территориальным было местечко Ак-мала, что в переводе на
русский- Белая могила.
Земли продавали столько, сколько глаз увидит и всё за бесценок.Завязалась
настоящаядружба. Казахи с восторгом наблюдали, как пашут, сеют,выращивают пшеницу, а русские платили им тёплой дружбой и быстрым познанием их языка.Казахи также быстро
научились русской речи.
Ак-малу русские назвали Акмолинск,который быстро разрастался и богател.К тому же в
Акмолинске, видимо ещё с периода завоеваний Сибири Ермаком, имелось поселение русских
казаков.Так потом, когда уже был выстроен город, эта часть называлась « Казачье”.
Город быстро рос.Два брата-мои прадеды-построили несколько больших домов- от деревянных до
кирпичных в несколько этажей.Семьи разрастались, детей народили много,нужен был простор и
все удобства.Так поступали и другие семьи.Город стал притяжением для переселенцев из
Центральной России. Первым делом была возведена церковь в самом центре города.Выстроена
школа-полугимназия, магазины и в дальнейшем выстроили музей. В этом музее экспонировалось
всё, с чего начинался город и фотографии семей первых поселенцев.Теперь они исчезли, но у
меня хранятся несколько фотографий моих предков того периода, их солидных многодетных
семей.
Но эта часть моего повествования касается лишь возведения города Акмолинска. Главное, что
способствовало этому строительству, это создание заимок. Заимками назывались усадьбы, где
велось всё хозяйство- разводился элитный скот, рабочие лошади и быки, так необходимые для
вспашки земли, обработке полей, перевоза в город выращенного зерна, мяса,птицы и прочей
продукции, что определяло необходимость на задних дворах городских построек(домов),
возводить конюшни,амбары для зерна и погреба, заполненных зимой льдом с целью хранения
забитой птицы, рыбы и прочей снеди.
Всё было прочно сделано- на века. А кроме того мой прадед за тот благодатный для созидания
период построил 14 мельниц- от ветровых до вальцовых-более современных и прочных.
Дети росли, кончали школу, часть из них продолжала дело отцов, а некоторые уезжали в Омск для
получения образования. В Акмолинске родилась моя бабушка , она тоже в возрасти 16-ти лет
покинула этот город, выразив протест отцу насильно пожелавшему выдать её замуж за
дворянина, каким-то образом поселившимся в Акмолинске.
Вот это преамбула. В дальнейшем я вернусь к описанию Акмолинской жизни, уже когда мою маму
привезут в этот город шестилетним ребёнком. О своей бабушке- Марии Ивановне Моисеевой-я могу говорить бесконечно и только в
превосходных тонах, ибо она с малых лет и до своей кончины была необыкновенно
волевым,принципиальным смелым и очень отзывчивым добрым человеком.Родилась она, как я
уже писала выше, в Акмолинске в 1882 году, четвёртым ребёнком в патриархальной, очень
строгой семье.Отец был строгим, жестоким человеком, не знавшем грамоты, но благодаря
практичному уму и твёрдости характера создавшем неплохое состояние.Однако всё своё
состояние он решительно собирался оставить сыновьям, а дочерей считал чужими в доме отца
мол выйдут замуж за состоятельных людей, главное дать им приличное по тем временам образование, приучить к домоводству, привить послушание и богобоязнь. Однако в доме всё резко
изменилось с кончиной его супруги. Несчастная жена тяжело заболела и ей требовалась серьёзная
операция. В Акмолинске ещё не было лечебных заведений, имелся на весь город единственный
фельдшер, который и порекомендовал увезти больную женщину в Омск на операцию.Но в те времена,
да и в более поздний период, железной дороги в этих краях не было, а нанимать экипаж на
отправку больной прадед отказался. Сказал:»Пусть умирает здесь”.Моя бабушка, безумно любящая
свою мать, день и ночь проводила возле постели больной и по совету школьного священника,
убедившего её в том, что чистые молитвы ребёнка от полноты души обращения к Богу помогут
больной поправиться и без врача “Бог милостив к чистым детским молитвам’, молилась. Она
молилась день и ночь, не отходя от нежно любимой матери.Но наступил роковой день-мать
умерла! Отчаянию не было предела.Придя в школу, она во всеуслышание заявила
священнику:”Бога нет, это всё обман!”. Священник в гневе выгнал её из класса, а потом, явившись
к отцу домой ,повелел наказать строго Марию. И отец наказал! Он в крепко солёной воде
вымочил розги и иссёк её нежное тельце, чем окончательно убедил ребёнка в отсутствии Бога.Это
глубокое убеждение сопровождало её всю жизнь и даже в период своих предсмертных терзаний
на 72-ом году жизни она не отреклась от своего убеждения.Таким образом, с помощью
священника, она стала атеисткой. И с 12 до 18 лет прожитых в доме, она не испытывала ни
любви, ни ласки со стороны отца.
Скупость отца распространялась и на двух снох. Бабушка моя изощрялась продавать зерно, муку до
пределов наполнявших хранилища, и на вырученные деньги покупать себе и снохам наряды.
Никто из мужчин в семье не интересовался откуда у женской половины семьи такие красивые и
модные одежды. И вот, когда наступил роковой для судьбы день, бабушка, поссорившись с отцом
из-за сватовства, решила покинуть дом навсегда, при этом она резко заявила, что не вернётся
домой, пока он жив!
Распродав свои личные вещи, в основном подаренные матерью и то, что досталось в
наследство( особо отмечу серьги, на внутренней сторонах которых были выгровированы инциалы
матери), она наняла экипаж и уехала в Омск.