Легкие и вместе с тем обстоятельные уроки от макрофотографа, Риммы Савиной, покорили сердца наших читателей. Продолжаем осваивать техническую сторону макрофотографии. Важно и то, что эти уроки расчитаны не на проф. фотографов, а скорее на тех, кто только начинает свой путь в фотографировании удивительного мира, видимого только при ближайшем рассмотрении. Об этом – в первом уроке от Риммы. Во втором уроке изучили вопрос, как получить красивое боке при съемке даже с телефона.
Урок 3. Создаем солнце!
Солнышко всегда радует глаз. Когда оно выглядывает из-за туч, на душе становится теплее и веселее. Тоже самое происходит с солнечными фотографиями. Такие кадры привлекают внимание, влияют на настроение и оживляют пространство.
Самая главная сложность в этом случае – солнце не доступно нам 24/7. Его приходится искать, ловить и приручать, особенно зимой. И особенно в наших широтах.
Даже при всем желании, не всегда получается сделать фотографии с солнцем.
Причины могут быть разные:
- Теневая сторона, солнце не попадает в окна. Увы.
- Нет «того самого» солнечного света, рассветного или закатного, так называемые, режимные часы, которые обеспечивают фантастическую насыщенность картинки цветом
- Солнца вообще нет на небе. И такое в средней полосе России случается нередко!
- Возможность фотографировать есть только в темное время суток. Все-таки солнечный день достаточно длинный только в летнее время, а осенью ночь вступает в свои законные права и не отпускает до самой весны
Последний пункт особенно актуален – так как в московском регионе солнечные дни в большом дефиците. Особенно, как уже отметила, в зимний период.
Так что же тогда делать? Положить камеру/смартфон на полку и ждать солнца? Тогда можно дождаться, что вся композиция завянет и засохнет. А солнца можно так и не дождаться.
У меня есть решение этой проблемы! Мы создадим свое солнце. И тогда солнечные кадры можно будет делать хоть в полночь. Но для начала нужно понять свет и подружиться с ним.
Основа фотографии – свет
Без света не будет фотографии. Это очевидно. Ведь само понятие «фотография» переводится как «светопись».
Обратимся к принципу создания фотографий. Во всех камерах есть матрица, на которую и записывается не что иное, как свет. Все предметы отражают свет в большей или меньшей степени. Матрица камеры «фиксирует» этот свет, и получается фото.
Количество света регулируется. За поток света, попадающий на матрицу, отвечает диафрагма. А за время попадания света на матрицу – выдержка. Часто можно слышать сравнение с открытым краном: сделали больше оборотов вентиля, вода потекла быстрее (выдержка), взял кран диаметром побольше, поток воды стал больше (диафрагма). Если света будет «течь» слишком много – кадр будет пересвечен, если слишком мало – темным.
Каким бывает свет
Как домашние лампы, свет может быть теплым и холодным. И тут важно не забыть про параметр баланса белого в камере. Именно из-за неправильного баланса белого цвет фотографии получается некрасивым, неправильным (слишком желтым или слишком синим).
Я всегда выставляю этот параметр вручную. При обычном дневном свете, я ставлю значение от 4000 К до 5000 К. На холодный свет – лампы накаливания – 3200 К. Используя возможности цифровых камер (телефонов), можно всегда сделать тестовый кадр и посмотреть, как лучше.
Также свет делится по яркости и контрастности. Он бывает либо ярким жестким, либо рассеянным мягким. Яркий свет всегда дает жесткие тени с четкими контурами. Рассеянный свет дает более равномерную освещенность, с плавными переходами в тень.
Но есть небольшой нюанс – рассеянный свет может смотреться скучно и не интересно. Поэтому важно научиться использовать особенности яркого света для создания интересного светотеневого рисунка.
Какой он, солнечный свет?
Зная теорию, можно легко охарактеризовать солнечный свет. Утренний и закатный солнечный свет – приглушенный, мягкий и теплый. Дневной солнечный свет – яркий, жесткий и холодный.
По тем же характеристикам, что и настоящие солнечные лучи, мы можем найти заменители естественного света!
Чем заменить солнечный свет?
Для съемки на смартфон солнце можно заменить обычной лампой или фонариком. Даже фонарик от смартфона подойдет. Я им часто пользуюсь для подсветки. Для фотоаппарата можно также использовать внешнюю вспышку.
Для создания закатного света возьмем теплую и холодную лампы и цветофильтр коричневого оттенка. На лампу наденем пластиковую бутылку коричневого цвета, либо направим свет от лампы сквозь бутылку из коричневого пластика или стекла. Вот и готов закатный свет – рассеянный и теплый.
Дневное солнце можно создать и обычной лампой или фонарем. Однако в этом случае для красивого рисунка на фотографии я использую штору с узором в качестве рассеивателя. Тогда получается интересный теневой узор.
И самое главное!
Практикуйте. Используйте разные источники и направления света. Смотрите, как освещение ложится на предметы, какие получаются тени. Глаз натренируется видеть, а ваши фотографии непременно станут интереснее.
В следующем уроке я поделюсь с вами, откуда черпать вдохновение для творчества.
Где посмотреть предыдущие уроки Риммы?
Читайте также в канале МоиФотоСтраницы статьи с двумя предыдущими уроками Риммы Савиной:
- «Теперь красивое боке на фотографиях можно получить даже через телефон, и вот как...»
Интересно? Полезно? Ставьте лайк статье, пишите комментарии, поддержите канал МоиФотоСтраницы и нашего автора – Римму Савину!