Найти тему
Первые впечатления

«Я стараюсь следовать примеру Фредди…»

5 марта 2013 года британская группа Queen была удостоена премии PRS for Music Heritage Award, вручение которой проходило в Имперском колледже, где они более сорока лет назад сыграли свой первый концерт в Лондоне. На открытии мемориальной доски присутствовали председатель премии Гай Флетчер, участники Queen Брайан Мэй и Роджер Тейлор, а также актриса Анита Добсон и сестра Фредди Меркьюри Кашмира Кук. «Сейчас у Queen миллионы поклонников по всему миру, поэтому её по праву можно считать народной группой, - говорит Гай Флетчер. – Группе прекрасно удавалось сочетать оригинальность песен с музыкальностью и настоящими чувствами, которые каждый из нас испытывает в жизни. Для меня будет огромной честью вручить Брайану и Роджеру премию PRS for Music Heritage Award в таком прекрасном учреждении».

После вручения премии Брайан Мэй дал большое интервью, в котором рассказал о процессе создания песен, а также о том, чему научился у Фредди Меркьюри. Вашему вниманию предлагаем перевод данной публикации. Приятного прочтения.

Брайан Мэй и Роджер Тейлор на открытии памятной доски в Имперском колледже
Брайан Мэй и Роджер Тейлор на открытии памятной доски в Имперском колледже

«Как вы думаете, в чем состоит феномен Queen?

Мне очень трудно ответить на этот вопрос. У Queen всегда был мощный двигатель, некий неиссякаемый источник энергии, который наиболее отчетливо проявлялся в процессе написания песен. Мы не были группой, где только один человек сочиняет песни, а остальные просто играют этот материал. Как справедливо в свое время сказал Бен Элтон (английский писатель и драматург. – Прим. пер.), мы были единственной группой, которая могла похвастаться тем, что каждый её участник создал свой хит номер один.

У нас была некая борьба за право быть услышанным. Иногда мы были похожи на четырех птенцов в гнезде, которые так громко кричат! Но от этой конкуренции исходила огромная сила. Мы постоянно вносили какие-то изменения в треки, стараясь добиться самого лучшего их звучания. Иногда мы нещадно критиковали друг друга. Возможно, поэтому мы не слишком обращали внимание на разгромные отзывы в прессе, потому что уже успели высказать друг другу все, что думали о той или иной песне.

Наверное, нам казалось, что мы пишем о настоящей жизни и о настоящих людях. Мы говорили не о жизни рок-звезд, а о надеждах и мечтах каждого из нас. Мы действительно бессознательно стали народной группой, потому что все наши песни понятны каждому. К счастью, наша музыка объединяет сразу несколько поколений. Очень трогательно, что её одинаково любят 9-летний мальчик и 95-летний мужчина.

В одном из интервью вы говорили, что большое влияние на вас оказали "White Album" The Beatles, а также творчество Led Zeppelin. Не считаете ли вы, что золотой век гитары уже прошел? Или это все еще актуально?

Сейчас музыкальная индустрия находится в особенно трудном положении, потому что слушатели хотят получить вашу музыку бесплатно, но как же артист будет зарабатывать деньги? Но все-таки в мире есть группы, которые создают очень качественную музыку. И они по-прежнему используют гитару. На мой взгляд, гитара обладает превосходной способностью передавать эмоции людей, нравится им это или нет!

Какая ваша любимая песня Queen?

Я не знаю, очень непросто сделать выбор!

Хорошо, какую песню вы любите играть вживую?

Те, к которым я всегда возвращаюсь - "We Are the Champions" и "We Will Rock You". Эти песни всегда оказываются рядом друг с другом, всегда соединяются, независимо от того, где вы находитесь и с кем играете. В момент их исполнения чувствуешь, что оправдываешь ожидания людей, поэтому я и считаю их своими любимыми композициями.

Музыканты Queen
Музыканты Queen

Как появилась песня "We Will Rock You"?

Однажды мы гастролировали по Великобритании и играли в местечке под названием Бингли-Холл в Мидленде. Постепенно мы начали осознавать, как меняется поведение аудитории на концертах, но именно в тот вечер зрители заглушили нас, пропев каждую строчку в каждой песне! Это было очень волнующе, но требовало от нас известного мужества. Дело в том, что мы выросли на осознании того, что артисты играют, а люди слушают. Помню, что в тот вечер мы уже сошли со сцены, а зрители еще пели. Это была "You’ll Never Walk Alone" (классическая песня, написанная Ричардом Роджерсом и Оскаром Хаммерстайном II для мюзикла "Карусель"), что было чудесно и удивительно. После этого мы долго обсуждали увиденное, решив использовать этот опыт в наших дальнейших выступлениях. В тот вечер я написал "We Will Rock You", а Фредди - "We Are the Champions", опираясь на идею активного взаимодействия с аудиторией. Когда мы отправились в следующий тур, то впервые применили это в действии. Казалось, что мы уже много раз использовали такой трюк на концертах. Мы всегда считали, что зрители должны быть активными участниками шоу. Сейчас это обычное явление, но в наше время все было совсем не так. Мы вышли из эпохи, когда люди на концертах сидели на полу и не двигались. Они только слушали, слегка покачивая головами в такт песни. Никакого взаимодействия с артистами не было. Никто не делал этого раньше. Сейчас же практически все группы используют это на стадионных концертах.

Удивительный опыт! Придумать что-то особенное для участия аудитории…

Это было очень инстинктивно. Я проснулся с песней в голове. Помню, как я засыпал, думая: «Что могут сделать люди, которые стоят в такой тесной аудитории?» Они могут топать ногами, поднимать руки, хлопать в ладоши и петь. Когда я проснулся, у меня уже была общая идея песни, которую я уже слышал в своей голове – это казалось самой простой вещью, которую я мог попросить сделать зрителей, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками концерта! И тогда песня приобрела свой главный смысл, связанный с мечтами и надеждами людей.

В этой песне есть намек на иронию, которая скрыта за главной мыслью. "We Will Rock You" – звучит вполне оптимистично, правда? Но если вы прислушаетесь к словам, обнаружите крупицу сомнения в нашем понимания цели в жизни.

Помните ли вы, когда написали свою первую песню?

Вероятно, одной из моих первых идей была песня под названием "The Real Life". В ней главный герой очень одинок и испытывает невероятную меланхолию. Этого героя заставляют поверить, что он не живет настоящей жизнью: «Пойдем со мной, я покажу тебе настоящую жизнь». Трек никогда не издавался, но я думаю, что у меня где-то лежит его демо. Вскоре после этого я написал еще пару песен. Одна из них называется "Polar Bear", который знают все поклонники фильма "Hardcore", где она прозвучала. Это была метафорическая история, если хотите! В песне идет речь о том, что однажды кто-то увидел в витрине магазина белого медведя. Я также придумал "Step On Me", которую мы, возможно, записали с моей первой группой "1984". Далее ко пришла идея песни "Keep Yourself Alive", которая стала нашим первым синглом.

Брайан с большой ответственностью подходит к сочинению песен
Брайан с большой ответственностью подходит к сочинению песен

Как вы относитесь к написанию песен?

Самое смешное, что я на самом деле не считаю себя автором песен. Я не из тех, кто сидит целыми днями и пишет тексты. Это либо произойдет, либо нет, поэтому я в известной мере полагаюсь на волю случая. Что-то должно заставить меня увлечься, полностью погрузиться в мир песни. Иногда я слышу в своей голове какую-то мелодию или текст песни. Я действительно не в состоянии сделать это по своему желанию. Вы питаетесь идеей, а иногда даже не знаете, как и откуда она появилась.

Из каких ключевых элементов складывается великая песня? Это лирика, мелодия или что-то еще?

Для этого я процитирую слова английского поэта Дона Блэка. Когда-то его спросили о тонкостях написания песен, и он ответил: «Главное, как все это происходит». В этом много правды! Только так появляются отличные мелодии и хорошие слова песен. Если они у вас есть, то само производство оказывается вторичным. Один лишь Бог знает, откуда они берутся. Наверное, хорошие мелодии приходят с небес. Например, независимо от того, как вы относитесь к ABBA, вы не можете отрицать, что эти мелодии бессмертны – они преображают вас изнутри.

Можно ли научиться великому сочинению песен?

Я думаю, как и любой творческий навык, его можно лишь обнаружить. Большую роль играет и вдохновение. Это очень похоже на путь спортсмена – у вас есть определенная природная способность, которой вы можете дать хорошее развитие.

Помните ли вы, на что потратили свое первое вознаграждение от музыкальной премии?

В те дни подобные вознаграждения были очень скромными, а у нас были огромные долги, которые накладывали определенный отпечаток на наши жизни. Мы не могли просто пойти и потратить их. Можно было лишь надеяться, что когда-нибудь эти долги будут погашены. Мы выпустили уже третий альбом "Sheer Heart Attack", продав множество студийных копий, но денег все еще не видели! Многие, кто поставлял нам оборудование или еще что-то, прямо говорили, что не будут больше снабжать нас. Это был настоящий кризис, который в итоге заставил нас сменить управление. Тогда мы связались с Джоном Ридом, который в то время был менеджером Элтона Джона. К счастью для нас, четвертый альбом "A Night of the Opera" имел коммерческий успех, что позволило нам расплатиться с долгами.

На сцене вместе с Фредди Меркьюри
На сцене вместе с Фредди Меркьюри

Что связывает вас с Имперским колледжем?

Там прошли мои студенческие годы. Я три года учился на факультете физики, а потом в течение четырех лет трудился над докторской. Но моя стипендия была рассчитана на три года, поэтому на четвертом курсе я начал преподавать в средней школе в Брикстоне, чтобы иметь возможность купить себе немного продуктов. В то же время мы уже начали играть с Queen, которая стала для меня главной движущей силой.

Именно в Имперском колледже мы провели свой первый настоящий концерт, который прошел в Юнион-холле. Я помню это очень отчетливо. В то время я был членом комитета по развлечениям, поэтому на каждый субботний вечер должен был найти какую-нибудь группу. Например, у нас выступали такие звезды, как "Spooky Tooth" и "Steamhammer". Приглашали мы и Джими Хендрикса. Поэтому для нас было настоящей мечтой сыграть на этой сцене. Помню, что мы даже получили нашу первую рецензию на концерт, которая была опубликована в журнале "Disc". Это казалось большим событием!

Вы нервничали, выходя на сцену?

Да! Я думаю, что ты всегда нервничаешь, когда выходишь на сцену. Забавно, но с годами это чувство становится еще больше. Возможно, это связано с изменением жизненных ценностей. Думаю, что эмоции всегда заставляют вас делать что-то особенное на сцене. Зрители питаются ими.

Фредди Меркьюри
Фредди Меркьюри

Каким вы чаще всего вспоминаете Фредди?

Помню его недобрую улыбку. Его заговорщическое подмигивание, когда он знал, что идет на что-то спорное, озорное и раскованное. Тогда у него появлялся невероятный блеск в глазах. В этот момент вы были уверены, что он полностью серьезен (что отчасти так и было), потому что он действительно шел на большой риск. Когда Фредди рассказывал что-то возмутительное и невероятное, что нередко оказывалось правдой, он обычно широко улыбался и облизывал губы. Странная привычка, без которой его сложно представить. У него было особенное чувство юмора и огромная любовь к жизни. Фредди не терпел никаких глупостей и очень не любил довольствоваться малым. Он не позволял думать о чем-то обычном, скромном, а заставлял нас жить будущим. Это отличный пример, которому я до сих пор стараюсь следовать».