Искусство побеждать созидать.
Да, я часто себя ярко характеризую- особенно когда знакомлюсь с новыми людьми. Говорю- что я абсолютно не творческий человек. Все как правило удивляются, потому что впереди меня "бежит" все же некая репутация. А потом я обычно добавляю, что я не творческий человек- "А очень творческий". Это наверное может выглядеть довольно странно со стороны… Потому что похоже на рекламу. На самом деле -это великая моя скромность. Я обычно всегда после этих проговоренных слов очень горд- что на такое еще способен. Так часто бывает что делишься какой-то абсолютно очевидной для тебя мыслю, и у тебя к этой мысли нет никаких вопросов, ты её идеально четко формулируется, проговариваешь но… Как сказал Козьма Прутков —Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Со стороны это действительно может показаться странным эта творчес-кость. Ведь у всех свой взгляд на эти способности, и их градации. Для кого то это проблема - мука, "кость в горле". А ведь возможно к этому феномену есть просто несколько абсолютно противоположных подходов. Попробую пристально разобраться в вариациях своего "искусства созидать".
Занимаясь созидательной деятельностью человек не всегда задается вопросом, какие процессы происходят в нутри, а какие вокруг.
Творческой или не очень творческий? Есть талантливые люди, а есть люди креативные, и это две абсолютно разные категории. Креативный человек это тот кто "ВЫ-дает". Я например могу схватить ступку бумаги, и сразу соорудить большой проект. Например нарисовать сразу 500 типажей. Как раз на это тратиться стандартная 500 листовая пачка. Это будет чистая спонтанность, импровизация, выплеск энергии. Да возможно, что то из этого вполне окажется действительно любопытным. Главный рабочий "прием" тут, вариативность- Креативность. Это как правило "чистая энергия", что-то неуемное физкультурное, технологичное- что-то в общем-то никому не нужное. Это конечно созидание, но зарядочно -разминочное, мышечное, разносторонне, фокусническое. Крео- готовность всегда несет количественный показатель, оно наглядно, красиво, и его всегда много. Такое заметно! Это культивируется, этому и обучают в вузах. Работодатель-заказчик, обычно всегда тоже требует много эскизов! А зачем "числом", если можно сразу "обрисовать задачу" и сделать одно единственное- но верное, (годное). Этим нюансом продукт и отличается от презентации. Этим и результат отличается от процесса. Работодатель обычно не идет "на поводу", он любит свой личный "само- уважительный" выбор. Он как правило не готов "подвигаться", доверять, не готов к высоко-гласному, новаторскому. Чем подчиняться неведомому, лучше он будет сидеть "искать" и копошиться в вариантах, перебирать, руководить, давать советы по еще большей вариативности (заведомо не годного). Настоящее творчество это уникальный анти- количественный, (уже качественный показатель). Возможно, то самое, необходимое лишь один единственный рисунок, одна точная мысль, росчерк. Труд - бытийственный, не упражненческий, работа как концентрация всех усилий в "единый шедевр". Да конечно, были странные греческие ритуалы, "рождения младенца", когда разглядывали- "с приметами" носили вокруг очага "продукт". И отец мог отказаться от новорожденного, сказав свое "НЕТ" - "Будем делать другого", "Лучше и краше, здоровей". Можно "искать", но можно "воспитывать" то живое что уже родилось в муках. Можно решиться и пользоваться "девятимесячным результатом", а не плодить вновь сущности "монаха- Окамы". Часто то "единичное", что разглядели, не "выплеснули вместе с водой", это и есть верное творческое- становление. "Единственное", это будет абсолютно оригинальный материал, (иной категории с качествами другого рода); глубокий образ, интересный персонаж, или готовая история. Много и мало, это два абсолютно разных творческих полюса. Это поиски в двух разных направлениях. Спешить тиражировать, хватать, "рожать" или "воспитывать", сосредотачиваться, сдерживаться, осматриваться.
Так что же всё-таки такое -"Творческий подход", и "Очень творческий подход"? "Творческий" это личностный метод- "Очень творчески" это прием чисто профессиональный. А в чём различие? Становление художника как личности это почти всегда и становление человека как мастера. Человек понимает в себе что-то глубокое, вечное и соответственно учиться видеть это прекрасное и глубокое в искусстве. По-простому- это умение видеть что-то крупное, обобщающие всю мелочевку. Становление художника лишь как мастера это совсем иной путь и зачастую деградация его как личности. Это замыкание "в себе", и вокруг технологий, около приемов. Путь в "жречество" в проф- избранность, с союз равных, (туда где по спортивному видно что кто может), туда где реестр и рейтинг. По-простому это умение подмечать детали и сосредотачиваться на частностях. Поострить! В своем творчестве я понимаю что без фокуса, без "гимнастики пальцев" без гаммы, без рейтинга никак, но великого на букваре не построишь. Размявшись надо двигаться дальше, стремиться к иному, не очевидному и даже странному.
В крео-случае человек, осознает и мобилизуют в себе, раскапывает то что в нём было уже заложено, и утверждено. Мастер задействует "в рабочим моменте", своей предыдущий опыт, вспоминает все виденное и уже нарисованное. Это работает. Творя, включая, он обобщает, возможно даже и просто демонстрирует что он уже неплохо разлучил. Это нормальный рабочий метод позволяющий вплетать в "дело" какие-то приемы из осознанного опыта. Художник тогда получается настолько уверенный в себе и мастеровитый, искусный что он уже не радует, а просто магически испытывает терпение зрителей. Это сильная позиция. Профи совершенствуясь, и создавая какие-то бесчисленные трюки (за которыми порой даже сложно уследить) развлекает публику, и само- утверждается. Это экспертиза отточенного труда, и зрителю надо просто открыв рот смотреть и удивляться как это вообще возможно. Это как апробированный трюк, "разученный этюд"- взял нарисовал и похоже, и быстро. В креналине "креатине" мы матереем, обретаем "вес"- но теряем легкость. А где легкость обретается? А в подлинном творении- и мы уподобляемся высшим существам, что играючи переживают миры заново, вместе со своими творениями забавляются. Творчество тут придумывание новых правил, пусть даже слабое, наполненное муками, вне позиционное, но все равно выигрышное потому что инновационное. Так начинается исследование, знакомство, борьба с прошлым, забвение себя! Работа хороша - когда идет взросление! Когда "сбрасывание панциря", через труд, и узнавание того "кто ты все таки такой". Это иной, другой магнито- полюс успеха. Часто эту победу. (То что трудно вписать в образцы.) Окружающие даже не умеют оценить. Это выглядит зачастую как шарлатанство, "хлоп" и таблица Менделеева, или беспрототипные "штучки" Теслы, и фонтаны Босха. То что по настоящему нечто чудесное, таинственное, и непредсказуемое! Это вызревание, открытие того что еще "не родилось" в умах. Акт- "большое сотворение", самоактуализация, полная новизна, выход за заготовленные "условные" рамки. Тут "большая игра", становление на шаткие, спорные- но все же новые дороги. Соо-творение идет через удивление, пусть даже через мучительное и неудобное самокопание. С увлечением и радостью, можно себя приоткрывать и открывать, и это не какое то вдохновленное озарение-" на разочек". Это тоже метод… Полагаться на зыбкую, эфемерную фантазию в надежде что она на своих прозрачных крыльях куда-то перенесет? Стабильность! Эта технология, к сожалению не преподается в художественных вузах, но тем не менее по ней есть методики из религиозных и театральных практиках. Созидая, преображаться- и при этом с собой "новым" знакомиться, вступать в диалог.
Два пути. Торжество приема и разучивание "новых правил". Переработка готового, и наработка готовящегося. Воспоминание о прошлом, и нечто приходящее из будущего. Два вида индивидуального движения; насколько человек открывает "общество", и на сколько художник приоткрывает себя в свой "внутренний час".
Так что же всё-таки такое Творческий подход, и Очень Творческий подход? 2-шт художник? Тут личностный подход- человеческий и профессиональный- цеховой подход. А в чём различие? Можно ли совмещать варьировать?
Первый случай. Становление художника как личности это почти всегда и становление его как мастера-артиста- поэта. Человек вдруг что то понимает в природе, и "в себе" что-то глубокое тоже созвучное обнаруживает. Соответственно художник начинает подмечать, видеть это глубокое повсюду, и учиться передавать это в искусстве. По-простому это умение видеть что-то крупное обобщающие всю "суетливую мелочевку", факты.
Второй случай. Становление художника как мастера -технолога-копировщика как правило это деградация его как личности. Профи не ведут себя как "простые люди", они суровы, и прежде всего жестоки и крайне требовательны к себе. Так идет замыкание "на себе", и вокруг технологий, приемов - как им считается - "Великих тайн". А по-простому -это лишь умение подмечать детали и сосредотачиваться на частностях, "фактах". В рисунке выходит примерно когда так - нос похож, глаза те, "губы тоже его", а на портрете совсем "другой человек". Но не придерешься, похож! Попробую сопроводить эту мысль подробным примером. Да- искусстве портрета чтобы профессионально нарисовать человека надо долго изучать анатомию, усердно готовиться к "встречи с моделью". Потом уже рисуя "саму натуру" внимательно к ней просматриваться. "Изучать" например как близко посажены "там" глаза. Какая структура носа, "как там чего с хрящиками". Симметрия, осевые линии! Если художник "совсем дока", он еще и потрогает какова "эластичность кожи объекта". Все это важно конечно! Художник анализирует "выявленные связи", и начинает на предварительном рисунке линейное построение. Конечно же первый этап идет "с костями и черепом". Мастер прорисовывает основу, потихоньку двигается из черточек слогая прообраз. Смысл метода чтобы постоянно возвращаться назад, сверяться переделывать, и исправлять ошибки. Вот например глаз посажен верно относительно носа, а вот относительно уха неверно. Именно поэтому он на этом этапе, был еле намечен. Вот так долго- долго комбинируя и перетирая, находят верные пропорции. Но линейно пространственная композиция, это все работа не с лицом, а скорее с костями черепа. Потом уже по сделанному образцу эту основу переносят на холст. Называют эту стадию "картон". На холсте, "ищут"- утончают композицию, больше меньше "воздуха в работе", и как правильно "прижать" портрет к краям. Именно на этой стадии можно сделать раскадровку, "обрезку". Например вычленить, из заготовленного эскиза, крупный план, "только глаза и губы". На холсте строят там все по новой. Тут метод! Все по этапам, и с постоянной оглядкой назад и перепроверкой. А с чего начнет рисовать портрет ребенок? Правильно -сразу с ресничек. Замете что на крутых портретах вообще реснички не рисуются, (профи эту "детскую деталь" сознательно упускают). Помните реснички Никулина в "операции Ы", а ведь они там не настоящие, (приклеены и раскрашены). Ребенок конечно не заботиться о построении, он сразу видит главное. Именно поэтому "в нарисованном лице", прическа как правило уже не помещается в лист. А у мастера все сверено и учтено заранее. И вот он уже нарисовал на холсте портрет, да но только карандашом, или "мягкими материалами"! И теперь он все это будет закрашивать маслом, то есть перерисовывать заново! Какой труд, и каждый этап практически уничтожает труд предыдущей фазы. А ведь потом есть еще фактура! И в самом конце чтобы лаком творение это не уничтожить. Это как "кроссворд"- надо собрать много слов чтобы угадать одно единственное "титульное".
Стройка, и бесчисленная защита от само- ошибок, и многие рутинные фазы контроля, сверки. Такая опасная стройка, и "техника безопасности"- каска от искусства. Ответ на это, классическое шутка "внутри цеха", когда подмастерья на построенный уже портрет мастера заговорчески дорисовывают "лишний палец". А гуру, потом все это раскрашивает маслом гордый и довольный. А перед тем как показать портрет заказчику, если они не жестокие... Они просят перечитать пальцы. Мастер в задумчивости, чешет затылок как же так. Я же профессионал! Создание классического портрета, это цикл. Столько трудов! А ведь можно сразу с зрачков и ресничек, как рисовали например Гольбейн младший, Пьер Поль Прюдон, Жан-Батист Грез, Борис Григорьев, Николай Фешин, Василий Шухаев, Александр Яковлев. Все они могли, да как они могли! Без страховки, на живую нить и сразу. Да конечно "это" сразу не так то и просто. Это совсем, совсем "не по детски", (но лишь под детство). В таких рисунках, большой опыт и знание натуры. Тут повсюду уже вшитое в подсознание "пространственно линейно перспективная" темка. Забвенное уже правило, ставшее не осознаваемой частью жизненного процесса. Закон, существует и без опоры "на пригляд", он и есть сама опора рисунка. Правило настолько существенно, что работает только когда о нем "совершенно позабыли", и нет больше никаких доминирующих клеток, крестиков, а есть живопись. Закон это "автоматика", как это не грустно осознавать. Автоматика, "всем тем что думают что на этот раз точно получиться". МИРО-знание живое, жизнеподобное, правило осознаваемое и временами игриво нарушаемое. Царит и повиливает ЗЕРНО- "бессознательно существующее и сознательно" изменяемое и пластичное. Мой список мастеров (владельцев) - это почти пролог в экспрессионизм, в немецкий эксперсионизм. Странная дорога, от примитива в совершенство рисунка… и обратно? Как юный Пикассо, освоил и заскучал (он говорил что в 14 рисовал как бог). Но это так редко бывает когда как бог, обычно всю жизнь только и осваивают, приближаясь. Вспомнилась Марианна Веревкина "Русский Рембрант" любимая ученица Репина, и ее путь в искусстве "там и от и до". Она конечно же очень сильно нарушала правило. От Рембрандта, до "рисования пальцами", когда портрет это "красные глаза и наляпано", и когда пейзаж это два каки-е то " зеленых огурца".
Пишущая- машинерия. Я вот набираю эти слова и тоже вижу свое поэтапное "профессиональное становление". Хорошая правильная работа -это когда внимательно изучаешь клавиатуру в поисках нужных клавиш. Точно так же хороший художник "не брякает" куда попало в цвета-клавиши, он внимательна и пристально всматривается "в природу". Часто он так всю жизнь и "строит", "пропорционирует", ищет и находит! Поэтому главное знание (истина- Клавы), в том что там эта "буква" всегда есть. Если конечна же клавиатура (клава) целая. Понимание инструментария! Так что для начала надо и в этом точно убедиться, свериться . И "Э"- Бендера, это тоже спасительный вариант. (Я имею в виду Остапа, а не Робота и тот эпизод с пишущей машинкой из "Золотого теленка"). Клавиша-краска, всегда есть в комплекте мироздания- надо просто знать где она находиться. Точно есть- решение, деже если мы его и невидим! И все ВСЕГДА на своих местах, и даже кто то ВДРУГ- вау, набирает "текст" и совсем не задумывается что где "буквенно" там расположено. Поиск это конечно же прекрасно- но, просто долго… Долг зовет! Бывает чудо, опытный читатель даже не по слогам буквы складывает, а прямо так с листа и "шпарит"! Да и даже еще запоминает идущую следом фразу- ловкач. Еще чтец смотрит на зрителя, и даже кажется что он и не читает вовсе, а все сам это говорит. Кажется что все идет от него- и не читатель он вовсе, а сам ПИСАТЕЛЬ! Бывает так что и САМ писатель -вот прямо так и печатает "в слепую", и даже не смотрит на ошибки и на текст! Вот и "рисование в слепую" -это примерно тоже самое. С этими навыками "Клавы" никто не рождается. Скорость это круто, но точность важней. Хочется конечно брыкнуть "сразу по кнопке", тем более когда примерено знаешь где она находиться. Хочется конечно прямо так сразу мазнуть кистью, масло-акрил, но выходит невпопад. Хотя, и так сойдет! А вот не сойдет, тут не математика, и не примерное, приблизительное, близкое, сопутственное число. Тут ХАОС- клавиатура, со "случайным расположением букв". Тут ИСКУССТВО, тут приблизительно никогда неслучаеться, тут ошибся или нет. Успех или провал. Тут природными данными не обойдешься- тут нужно их развитие. Хотя бывают такие "фотографы" как например Михаил Врубель, которому ненужно было "знакомство с моделью". Разок увидел (мельком в фойе), а через год преспокойно пишет портрет. Зачем все эти сеансы. К чему это Валентиновско Серовское - три месяца на портрет. "Девушка, освещенная солнцем" - бедняжка которую он мучил лето, не давая отдохнуть на природе. Двоюродная сестра художника Машенька устала, схватила (из под липы) портрет и убежала. (Прямо в Третьяковку, но есть еще второй ее портрет в парижском музеи д’Орсе).
Технология сильна, но она будет всегда тускло подсвечивать этот мир, она иногда даже та луна что затмевает солнце. Блестящая техника спасительна- ремесло всегда кормит. В некоторых областях все и держится лишь на этих штампах, повторяемых алгоритмах, (ну например в медицине). Но когда мастер не скован правилом- это не значит, что он его обязательно нарушает. Просто он свободен, и выше правила. И играючи хирург не поет "оду скальпелю". Хирург скромно уважает свой инструмент, познает -уверенный что в экстренном случае обойдется и без него. Технологии мало влияют на процесс, "мастер- доктор" сделает операцию и обычным ножам, или даже заточенной ложкой. И конечно влияние "материалов" всегда будет, но оно не определяющее. Главный фактор жизни- живой человек. И рисует лишь человек, а не кисточки, и краски. И пьет лишь сам человек, и не напиток пьет человека. Как говориться… Можно привести коня к водопою, как бы не было трудно, но заставить его пить, это трудно… Вот два разных подхода к священному "меду поэзии". Движение прекрасно, поход к источнику жажды важен, но если вы все же дошли, не будем теперь аскетами.
Мастерство губительно- "как лук для горла шакала". Вспомнилась притча. Один гонимый голодом шакал, случайно забрался на горный перевал, где снегу лежали погибшие караванщики. Падальщик очень обрадовался, потому что тут сплошь сокровища и падали и на него, на его внуков хватит. Жизнь удалась! Он теперь может всегда приходить в это труднодоступное место то и наслаждаться сытной едой. Но это был очень мудрый шакал, который рассудил что не стоит прямо так вот набрасываться на всё это роскошество. Надо постепенно, и начать с чего-то малого, приучить себя к сытной жизни. Надо придумать технологию! Ведь он такой голодный, истощенный, как бы сразу "чего не вышло" от переедания. Он решил что надо проявить разумность и для начала с есть, какую ни будь маленькую скромную жилку. Он стал грызть лук, тетива лопнула и лук пробил аскету горло. Так закончил "тот", которому очень повезло.
Выбирая технологии, мы часто забываем о себе, но при этом помним об окружении, помним об обществе. Потому что все имеющиеся законы, это наследие культуры, это наш общий багаж. Мастерство мы перенимаем у образчиков; у моды, у школ, у учителей. Ремесла это наше наследие. И кто то рожден это "сокровище", хранить в незыблемости традиции. Ретро невозможно отменить, это наша история и наши способности и в том чтобы ее изучать. Хранить тоже надо уметь, и "проветривать" это тоже наука.
Искусство - не в том на сколько художник интересен публике. Искусство - в том на сколько творец интересен прежде всего самому себе. Со стороны видно когда возникает "стихия", его новая истина- искусство. Его песнь, и властвует его, а не чужой голос. В этом смысле настоящий художник всегда противопоставлен толпе, и от того наверное становиться ей так и интересен. Сначала это интерес негативный, саркастический и насмешливый. Так иронизировали над импрессионистами, и приходили к ним на выставки "похохотать". Творчество это когда автору получается отвечать не на внешние запросы, а на внутренние вопросы.