Найти тему

О скотокрадствѣ.

Уфимское земство произвело изслѣдованіе о томъ, какое значеніе для деревни имѣетъ «скотокрадство» и какъ бороться съ этимъ зломъ.

Скотокрадство, особенно конокрадство, являются, по справедливому замѣчанію земства, сильнѣйшимъ зломъ сельскаго хозяйства. Въ особенности широкіе размѣры это зло носитъ въ такихъ губерніяхъ, какъ Уфимская, гдѣ конокрадство составляетъ промыселъ, который вовсе не считается позорнымъ. Ежегодныя потери, которыя несетъ отъ кражи скота русская деревня, едва ли уступаютъ урону, причиняемому разнаго рода повальными болѣзнями. Мало того, послѣднія дѣйствуютъ лишь въ теченіе незначительнаго срока, проявляясь въ видѣ отдѣльныхъ вспышекъ, тогда какъ конокрадство представляетъ собою постоянное зло. Болѣе или менѣе точныя данныя объ убыткахъ, которые несетъ населеніе отъ скотокрадства, имѣются лишь для Херсонской и Харьковской губерній. Изъ нихъ видно, что ежегодныя потери отъ конокрадства опредѣляются для Херсонской губерніи въ 145 тыс. руб. и для Харьковской въ 54 тыс. руб.; для Уфимской губерніи свыше 150 тыс. руб.

На основаніи опросовъ выяснилось, что частные землевладѣльцы гораздо менѣе страдаютъ отъ скотокрадства, чѣмъ крестьяне. Въ ихъ хозяйствахъ помѣщенія для скота въ большинствѣ случаевъ отличаются прочностью, снабжены хорошими запорами и хорошо оберегаются. Между тѣмъ, крестьянскій дворъ представляетъ собою чаще всего рядъ плетневыхъ построекъ, еле покрытыхъ сверху соломой и безъ всякихъ запоровъ. Точно также и лѣтомъ частновладѣльческій скотъ рѣдко остается на ночь на пастбищахъ, у крестьянъ же преобладаетъ ночная пастьба, причемъ скотъ охраняется не очень хорошо. Помимо этого, кража частновладѣльческаго скота и преслѣдуется болѣе старательно самими хозяевами. Вотъ почему конокрады предпочитаютъ имѣть дѣло съ крестьянами. Какъ видно изъ доставленныхъ отвѣтовъ, въ теченіе 1902 г. у крестьянъ Уфимской губерніи украдено было всего 4.232 головы крупнаго скота, въ томъ числѣ 3.591 лошадь и 641 корова. Цѣнность же этого громаднаго стада достигаетъ 142 тыс. руб. Заслуживаетъ вниманіе, что потери отъ скотокрадства являются въ огромномъ большинствѣ безвозвратными, такъ какъ изъ 100 украденныхъ разыскиваются лишь 8 головъ. На каждый крестьянскій дворъ падаетъ своего рода натуральная повинность въ размѣрѣ около 40 коп., а на каждый пострадавшій дворъ размѣръ ея повышается до 40 руб.

Конокрады составляютъ артели, которые въ свою очередь объединяются въ союзы. Участіе каждаго изъ членовъ такой артели точно опредѣлено. Въ особенности это нужно сказать о конокрадствѣ, для котораго постепенно выработалось весьма сложное устройство. Въ общемъ конокрадство можетъ быть разбито на два вида: кражи, съ цѣлью получить съ потерпѣвшаго выкупъ, и кражи — съ цѣлью перепродажи. Въ первомъ случаѣ обыкновенно уведенная съ выгона лошадь припрятывается въ какомъ-либо опредѣленномъ глухомъ мѣстѣ, а другое лицо, слывущее знахаремъ, указываетъ это мѣсто за извѣстную плату. Воръ изъ мѣстныхъ жителей высматриваетъ домохозяина, у котораго можно украсть лошадь. Затѣмъ онъ вызываетъ настоящаго вора, который совершаетъ самую кражу. Черезъ нѣкоторое время потерпѣвшій вступаетъ въ переговоры съ первымъ изъ воровъ или съ третьимъ лицомъ и за извѣстную плату находитъ въ указанномъ мѣстѣ украденную лошадь. Но такія кражи менѣе распространены, чѣмъ кражи для сбыта. Тутъ требуется уже не только украсть лошадь, но и угнать ее по возможности скорѣе на далекое разстояніе. Обыкновенно конокрады въ каждой данной мѣстности образуютъ своего рода шайку, главари которой входятъ въ связь съ такими же шайками сосѣднихъ мѣстностей. Члены одной и той же шайки дѣлятся въ свою очередь на два главнѣйшихъ вида — конокрадовъ «летучихъ» и «сидящихъ на мѣстѣ». Первый видъ вербуется изъ разныхъ бродягъ, а представители второго очень часто принадлежатъ къ весьма зажиточнымъ домохозяевамъ. Мѣстный воръ занинается тѣмъ, что высматриваетъ подходящихъ лошадей и изучаетъ, какимъ способомъ должна быть совершена кража. Самую же кражу совершаетъ летучій воръ, который и угоняетъ лошадей. Сплошь и рядомъ въ роли помощниковъ конокрадовъ выступаютъ пастухи. Особенно часто они принимаютъ на себя роль укрывателей, объявляя оставленную у нихъ конокрадами лошадь за случайно присталую. За такія услуги, помимо денежнаго вознагражденія, пастухи выговариваютъ для себя у воровъ неприкосновенность охраняемыхъ ими стадъ. Что касается кражъ рогатаго скота или лошадей, продаваемыхъ на мясо, то они совершаются въ большинствѣ случаевъ ворами — одиночками. Приэтомъ похищенное животное уводится обыкновенно куда-нибудь въ глухое мѣсто, гдѣ и убивается, а мясо сдается знакомому мяснику, охотнику до дешевки. Точно также не сопряжена съ затрудненіями и продажа кожъ съ украденныхъ животныхъ. Въ общемъ однако, кража скота съ цѣлью убоя составляетъ явленіе, сравнительно рѣдкое.

Какъ же крестьяне борются съ этимъ зломъ?

Наиболѣе дѣйствительной мѣрой оказалась своего рода денежная повинность, поступающая въ пользу конокрадовъ. Посредниками въ подобныхъ случаяхъ выступаютъ главнымъ образомъ пастухи. Съ ними обыкновенно заключаются договоры, въ силу которыхъ подъ ихъ покровительство отдаются всѣ лошади. Пастухи же въ свою очередь вступаютъ въ сдѣлки съ конокрадами. Когда подобный пастухъ пріѣзжаетъ въ селеніе, то его принимаютъ «какъ самого дорогаго гостя; всего передъ нимъ наставятъ — вина, яицъ, масла и всего прочаго. Вотъ какое существуетъ зло въ настоящее время и вотъ какое есть страхованіе лошадей», пишетъ по этому поводу одинъ изъ корреспондентовъ. Другимъ наиболѣе распространеннымъ средствомъ борьбы служитъ самосудъ, который сводится къ тому, что конокрада «искалѣчатъ гдѣ-нибудь въ укромномъ мѣстѣ и этимъ отомстятъ сразу за всѣ обиды».

Но эти мѣры незаконны и не достигаютъ цѣли. По дѣйствующему уголовному положенію, кража лошадей карается тюремнымъ заключеніемъ до одного года, а конокрадство, въ видѣ промысла — отдачей въ исправительное арестантское отдѣленіе отъ 1½ до 2 лѣтъ. Новое уголовное уложеніе, признавая конокрадство за «бичъ бѣднѣйшаго земледѣльческаго населенія нашего Отечества», разсматриваетъ его, однако, какъ простую кражу, находя, что усиленіе наказуемости его можетъ быть достигнуто примѣненіемъ постановленій о кражахъ шайкою, а также путемъ увеличенія наказанія за повторную кражу и совокупность. Затѣмъ, значительно увеличивается наказаніе за конокрадство, какъ промыселъ, причемъ въ первый разъ назначается заключеніе въ исправительномъ домѣ на срокъ не ниже 3-хъ лѣтъ; если же конокрадство учинено по отбытіи наказанія и при томъ до истеченія пяти лѣтъ со времени отбытія перваго наказанія, то виновный ссылается въ каторгу на срокъ до 8-ми лѣтъ. Съ другой стороны наиболѣе дѣйствительной мѣрой борьбы съ конокрадствомъ признается высылка завѣдомыхъ конокрадовъ въ Сибирь по приговорамъ сельскихъ обществъ. Но такъ какъ подобнаго рода высылка должна производиться за счетъ самихъ обществъ, что часто и служитъ препятствіемъ къ ея примѣненію, то земства принимаютъ подобнаго рода расходъ на свои средства.

[Сельскій Вѣстникъ, 1905, № 23, стр.513-514]

См.

Рождество 1914. 1915-1, 1915-2, 1915-3, 1915-4, 1915-5

С Рождеством Христовым 1914, 1915-1, 1915-2, 1915-3, 1915-4, 1915-5

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира