История сия написана старым (но не очень) работником прокуратуры на пенсии. Мемуары публикую по его просьбе, орфография и стилистика автора сохранены. Автор: Олег Нагорный.
Начало ЗДЕСЬ, Часть 2 - ЗДЕСЬ. А мы продолжаем.
Почти четыре года, пребывая во всесоюзном розыске, разъезжал он по просторам нашей необъятной Родины, совершая все новые преступления. Причем все это время он ухитрялся жить по своему настоящему паспорту и под настоящей фамилией. Благодаря своей смазливой внешности и умению входить в доверие, особенно к женщинам, он даже приумножал свой первоначальный капитал.
Для этого Ж. использовал свое медицинское образование и знание человеческой психологии. Люди ведь склонны доверять врачам. География его странствий распространилась практически на всю европейскую часть тогдашнего СССР, от туманной Прибалтики на северо-западе, до Кавказа на юго-востоке, от Москвы до Молдавии. Лишь на западе Украины он по понятным обстоятельствам не появлялся. Там его слишком многие знали.
Сохраняя верность своей профессии, Ж. всегда представлялся врачом. Но не простым, а работающим в престижных лечебных заведениях. Как правило, он шепотом, по секрету сообщал, что работает у академика Амосова, но обычно он работал в четвертом управлении Министерства здравоохранения. Все немного просвещенные знали, что это управление обслуживает работников ЦК КПСС и соответствующего ранга советско-партийную номенклатуру.
Ж. с целью поддержания своего реноме также придумал связной телефон. Заметим, что на это время на телеэкраны страны еще не вышел всем известный фильм «Место встречи изменить нельзя», в котором посредством такого телефона Шарапов выходит на связь с бандитами. Идея Ж. заключалась в следующем: поскольку у него не было постоянного места жительства и, соответственно, домашнего телефона, (мобильные тогда еще не изобрели), а ему нужно было связываться с нужными людьми, он обзавелся телефонным номером в больнице ЦК.
Сделал он это очень даже просто. Близко познакомился с работницей регистратуры больницы 4-го медицинского управления, после чего за небольшие подарки убедил ее помогать ему. Она и так ведь сидела на телефоне, номер которого Ж. сообщал как номер своего рабочего. Номер домашнего телефона, которого у него не было, он никому не давал, поясняя это тем, что он очень загружен на работе, по окончанию рабочего сильно устает и не хочет, чтобы его беспокоили дома. Схема работала очень просто. Нужные люди звонили по указанному Ж. телефону и слышали приятный женский голос, который сообщал, что «Ж. именно сейчас куда-то вышел, но если Вы оставите свой номер телефона, он с Вами обязательно свяжется».
В свою очередь Ж. примерно раз в час из телефона- автомата за две копейки звонил своей помощнице, и если узнавал, что ему кто-то звонил, тот час же связывался с ним посредством того же телефона- автомата.
Интересно, что в России и Белоруссии, Ж. в основном представлялся врачом Сухумского питомника обезьян. В то время был такой в Сухуми при научно- исследовательском институте биологии приматов. В нем в клетках и на полувольном режиме содержалось большое количество наших далеких предков. Благодаря популярной в Советское время телепередаче «В мире животных» этот питомник был известен на всю страну настолько, что про него даже ходили анекдоты.
Например: Грузин – экскурсовод указывает туристам на клетку и поясняет:
- Вот этот – макак самэц.
На что интеллигентная туристка в очках из Москвы уточняет:
- Ну, это же значит мужчина?
Ответ гида:
- Нэт. Мужчина это тот, у которого дэнги. А вот этот – самэц.
Ну, а теперь по порядку. Сбежав из Львова, Ж. сначала подался на восток Украины Там, в одном из маленьких городков, проживала его родная мать, с которой он с раннего детства никаких отношений не поддерживал. Родители Ж. давно развелись, и с детства его воспитывали отец и мачеха. Однако, в критической ситуации Ж. внезапно одолели родственные чувства, и он заявился к матери, разумно рассчитывая на то, что у нее, да еще и в таком захолустье, его никто искать не будет. Обрадованная проявлением сыновних чувств, мать приняла блудного сына с распростертыми объятьями. Матери он туманно пояснил, что во Львове у него не все в порядке на работе, нет перспектив карьерного роста, так как там, на западе, русскоязычных не любят, а поэтому он решил перебраться на повышение в Киев.
Но Ж. не был бы самим собой, если бы не извлек для себя из встречи с матерью выгоды. В материальном отношении урвать с малообеспеченной пенсионерки было нечего. Поэтому он упросил мать дать ему доверенность на приобретение на ее имя автомашины и управление ею. По понятным соображениям сам Ж. не мог и не желал фигурировать в документах, а тем более регистрироваться в ГАИ как собственник автомашины. Мать после развода вернула себе девичью фамилию и, таким образом, по документам их родственные отношения не прослеживались, тем более, что он и сам изменил фамилию. Машина же ему была нужна как средство передвижения, кроме того, требовалось же куда-то вложить заработанные на устройстве в институт деньги.
В городке, где проживала мать, он также установил полезные знакомства с нечистыми на руку сотрудниками регистрационного отделения Госавтоинспекции, с помощью которых в впоследствии приобретал и перепродавал автомобили, немало зарабатывая на этом. С их помощью он оформлял в техпаспортах автомашин отметки о снятии автомобилей с учета для их последующей перепродажи. С их же помощью он подделал для себя и водительское удостоверение. Дело в том, что незадолго до этого Ж. имел несчастье потерять права на управление автомобилем. Но Ж. и тут не растерялся – каким-то образом ему удалось раздобыть чужие водительские права, то ли, утерянные то ли украденные. По его, словом он приобрел их в Киеве у неизвестного лица.
Как медик, Ж. имел определенные познания в химии, использовав которые, он вытравил в водительском удостоверении данные их прежнего владельца и оттиск печати, после чего собственноручно вписал в него свои собственные. Его друзья из ГАИ заверили эту «липу» печатью, а Ж. по полученной от матери доверенности приобрел «Жигули» и отправился в дальнейшие странствия. С этого времени он и стал жить по доверенности на частной квартире под Киевом. Доверенности были ему нужны, так как одним из видов своей бурной деятельности Ж. избрал спекуляцию автомобилями.
Здесь нужно сделать небольшое отступление, чтобы пояснить современному читателю как приобретались и продавались автомашины в СССР. В стране развитого социализма и вечного дефицита сложилась оригинальная ситуация: подержанные и бывшие в употреблении автомобили на рынке стоили дороже новых, иногда в полтора – два раза. Совсем не то, что сейчас, когда любой автомобиль при наличии денег конечно можно приобрести свободно и в кредит. Дело в том, что купить новый автомобиль по государственной цене было совсем непросто, ведь в свободной продаже их попросту не было. Машины продавались только в порядке очереди, которую вели по месту работы на предприятиях. Стоять в такой очереди можно было много лет. Но функционировал и черный рынок. Если владелец по какой-то причине желал продать свое авто, официально такая сделка оформлялась через специально уполномоченные на то государственные комиссионные магазины.
Магазин производил оценку, оформлял куплю-продажу и получал за это комиссионные проценты. Конечно, только очень сильно больной на голову человек мог привезти и выставить на продажу в комиссионке свой автомобиль на таких условиях, посему фактически дело обстояло иначе: в каждом большом городе существовала своя полулегальная автомобильная биржа. На нее в определенные дни, как правило, по выходным, владельцы привозили для продажи автомобили. Туда же приезжали и потенциальные покупатели. Там же они осматривали выставленные на продажу автомашины, договаривались о цене, а затем уже ехали переоформлять машину в комиссионку. Там, после необходимых формальностей и происходил расчет: установленная по оценке магазина стоимость вносилась через кассу магазина, а остальную сумму покупатель уплачивал продавцу наличными там же возле магазина. Таким образом, рыночная экономика сосуществовала с экономикой социалистической.
Именно этой нишей и решил воспользоваться наш герой. Располагая деньгами и временем, он разъезжал по стране и отыскивал автомобили, которые можно было купить подешевле, а продать подороже. Бывали случаи, что кому-то по форс-мажорным обстоятельствам (болезнь, долги, уголовное преследование, смерть близких и т.д.) было необходимо срочно продать машину. Кроме того, цены черного рынка существенно различались в разных регионах страны. Так, как правило, подержанные автомашины стоили значительно дороже в зажиточных регионах Кавказа и Прибалтики чем в Средней полосе. Так, что можно было купить машину в одном месте, перегнать её и заработать на перепродаже. Именно для этого Ж. и потребовались доверенности на право приобретения и управления автомашиной с правом ее продажи.
По понятным обстоятельствам он не хотел приобретать и регистрировать автомашину на свое имя, так как знал, что его разыскивает милиция. Поэтому, получив доверенность от матери, Ж. покинул ее, связался с отцом, вызвал его в Киев, а затем получил доверенность и от него. При этом заодно узнав, как обстоят дела во Львове, и насколько активно его разыскивают доблестные органы внутренних дел.
Также отец уговорил своего давнишнего друга, жителя Киева К., помочь сыну и выдать ему доверенности от своего имени. Дело в том, что Ж. в основном базировался Киеве, а доверенности выдавались на ограниченный срок, так что возобновлять их было удобнее всего с помощью киевлянина.
Вооружившись доверенностями на все случаи жизни, Ж. стал приобретать автомашины, некоторыми из них он сам пользовался некоторое время, а потом перепродавать их. Некоторые продавал почти сразу после покупки, но, конечно же, всегда с выгодой для себя родимого. В среднем на машине он зарабатывал около 3 000 рублей.
Перед реализацией автомобилей Ж. как следует осуществлял их предпродажную подготовку: машины (он специализировался на ВАЗ), красились, лакировались, шлифовались и приводились в товарный вид иными доступными в те времена способами. Кроме такого «макияжа», с помощью талантливых мастеров в обязательном порядке скручивался одометр, т.е. с сохранением пломб уменьшались показания о пробеге автомашины. Ну а дальнейшее уже было делом техники и таланта Ж. к обману, – доверчивому покупателю внушалось, что «старушка» возрастом 10-15-ти лет отроду прошла всего несколько тысяч километров и находится в идеальном состоянии.
Показательный эпизод. Пострадавший покупатель, житель одного из областных центров России, сам водитель-профессионал с более чем двадцатилетним стажем, в своих показаниях в суде буквально восхищался тем, как здорово его облапошил Ж.! Мошенник ухитрился убедить покупателя, что двенадцатилетняя автомашина ВАЗ прошла за свою долгую жизнь всего 5 тысяч километров. В доказательство было сказано, что автомашина принадлежала покойному летчику-истребителю, который погиб в испытательном полете. А поскольку летчик был человеком небедным, (как поется в одной Одесской песне, «Летчик высоко летает, много денег заробляет»), много летал, поэтому на авто особо не ездил, так что машина практически новая, и всё время простаивала в гараже.
Правдой во всей этой истории было только крымское происхождение автомашины, а также смерть ее владельца, почившего своей смертью. Автомашина была после аварии так, что Ж. купил ее у безутешной вдовы за бесценок, привел ее в товарный вид и перепродал.
О том, что его надули, покупатель убедился, когда после месяца – другого эксплуатации «идеального состояния» автомобиль, который буквально на краске держался, стал просто рассыпаться на запчасти.
Но это еще не все. В этом эпизоде следует также отметить неуемную жадность и мелочность Ж.
Обманув покупателя, и заработав на продаже машины около 4 000 рублей, он пару дней, пока проходило оформление автомашины, жил у него дома, ел и пил за его счет. После чего в отсутствие хозяина он по-английски, не прощаясь, покинул его гостеприимный дом, предварительно забрав, а проще говоря, украв из проданной ему автомашины запасное колесо и радиоприемник.