В 2017 году один из друзей решил приобщить меня к мототусовке и покатушкам с ветерком. Я, как легкий на подъем человек, ни минуты не сопротивлялась и сразу после предложения поехать в Карелию на открытие сезона побежала отпрашиваться с работы и собирать рюкзак.
На тот момент о мототуризме я знала только то, что это круто. Поэтому инструктировали меня тогда по полной программе, особенно, в части шмоток. «Не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда», - это я запомнила на всю жизнь. Ещё во время мотопробега-2017 в Пушкинские Горы (в Пскове ребята каждый год организуют в честь Дня Победы) я сообразила, что друзья меня не зря укутали, как пингвина: 9 мая пошел снег. Очень грустно тогда было смотреть на девочек в джинсах и коротких кросовочках, торчащие щиколотки, покрытые мурашками.
В общем, к поездке в Карелию я подошла так же основательно: своего экипа тогда не было, его заменили лосины с начесом, водолазка, свитер, лыжный костюм, зимние кроссовки. В рюкзак отправились спальник, коврик, котелок, газовая горелка, немного сменной одежды и ещё пара нужных вещей, входящих в стандартный набор для выезда на природу. Стартовали мы из Питера, и уже на границе Ленобласти с Карелией весь этот стандартный набор дико захотелось выкинуть в ближайшую придорожную канаву – вещи ведь всегда везёт нажопник. Но я стоически переносила все тяготы и невзгоды, ни разу даже не пискнула, потому что сама на это подписалась. Друг до сих пор приводит меня в пример как талантливую двойку, которая никогда не ноет и вообще старается во время движения быть тише воды. Даже не смотря на не слишком удобную пассажирскую седушку на его YAMAHA Drag Star.
Километров за 100 до Петрозаводска нас застал дождь. Уже смеркалось, поэтому пилот принял решение остановиться на ночёвку (примерно так: «Ну его нах, всё, всем спать»). Палатку поставили недалеко от трассы возле какой-то часовенки. На улице в тот момент было не больше +6, дождь периодически переходил в ливень. Но у нас была непромокаемая палатка, теплые спальники и, конечно же, качества из популярного мема с Чипом и Дейлом.
Покимарили до рассвета и снова двинулись в путь, времени до старта колонны из Петрозаводска оставалось совсем немного.
За пару часов добрались до места сбора, организаторы открытия из местного мотоклуба «Night Riders MC Karelia» нас встретили весьма радушно: вручили грамотку как самым дальним гостям, всё показали, рассказали, пригласили вечером на культурное мероприятие в стенах мотоклуба.
Прохват по Петрозаводску разочаровал: колонна постоянно разрывалась, стояли на всех светофорах, город каким-то серым показался в такую погоду. Организаторам и участникам пробегов в Псковской области респект за то, что мы не сталкиваемся с такими проблемами.
Из Петрозаводска колонна, если её можно так назвать, двинулась в сторону водопада Кивач, так как на запланированный остров Кижи было не попасть – Онежское озеро сковал лёд. По каким-то причинам ехали мы неорганизованно, и с местными ребятами встретились только в кафешке у водопада. Перед этим мы прогулялись по заповеднику «Кивач», центральным объектом которого является одноимённый водопад на реке Суне. Негатив от прохвата сразу улетучился, его сменило чувство благодарности карелам за предоставленную возможность увидеть такую красотищу. Если не бывали в тех местах, обязательно скатайтесь! Лесные ландшафты с елями и соснами, каскады водопада с небольшими уступами высотой в районе 11 метров хороши в любую погоду.
В заповеднике есть замечательный дендрарий, в котором представлены множество видов деревьев, произрастающих в карельских лесах, говорят, иногда там можно встретить всякую разную живность. После ознакомления с природными красотами советую заглянуть в кафе у входа в заповедник, где очень вкусно кормят местными деликатесами. Мы тогда попробовали лохикейто (нежный сливочный суп из форели), рыбный салат и запеченную форель, на десерт взяли калитки и блины с брусникой и клюквой. Цены, кстати, вполне приемлемые.
Затем мы вернулись в Петрозаводск на базу мотоклуба «Night Riders MC Karelia» на неофициальную часть открытия сезона: песни, пляски и т. д. Карелы очень гостеприимны, накормили, напоили, зрелищами обеспечили. Масштабного мероприятия вроде концертов на поляне «Позитивной механики» не было, но посиделки в мотоклубе оказались не менее фееричными.
Там же познакомились с девчонками из мотосообщества «MOTO LADY KARELIA», их руководитель даже позвала нас к себе ночевать. И мы с радостью согласились, так как ночь в теплой кровати и душ выглядела привлекательнее сна в компании толпы байкеров, какими бы гостеприимными и дружелюбными они ни были. К тому же, у Лены обнаружились штук пять котят – всё как доктор прописал.
Утром она напоила нас кофе, накормила завтраком и проводила в путь. Мы хотели посмотреть Карелию, и даже лежащий на обочинах снег, замерзшие озёра и холодный ветер не могли нарушить наши отчаянные планы. Снова обращаю внимание на правильно подобранную одежду: критично мы не замёрзли ни разу! Периодически только останавливались, чтобы руки погреть и окрестности пофоткать.
Первой точкой были Рускеальские водопады: четыре равнинных каскада на реке Тохмайоки. Нам повезло их увидеть в лучах солнца, это было волшебно! Высота этих водопадов колеблется в пределах всего 3-4 метров, но выглядят они не менее впечатляюще, чем Кивач. Прямо над водой имеются веревочные мостики, благодаря которым можно очутиться прямо над водопадами и хапнуть немного адреналина. Минутка информации: именно в тех краях снимали советский фильм «А зори здесь тихие» и картину «Тёмный мир». Для съёмок последней прямо на водопаде был сооружён муляж рубленой избы, который, вроде бы, остался там до сих пор.
После мы покатили в Мраморный каньон, не забывая крутить моськой по сторонам: вдоль трассы можно наблюдать причудливые сочетания тайги, озёр, валунов впечатляющих масштабов, полноводных бурных рек.
Сам каньон представляет собой огромную чашу, вырубленную человеком в массиве мраморного пласта. Его начали разрабатывать шведы еще в XVII веке, а особое внимание на него обратили в те времена, когда в Петербурге и его окрестностях стали возводить дворцы и соборы: разные виды мрамора, добытые в этих местах, высоко ценили архитекторы. Эксплуатация окрестных месторождений продолжается и теперь, здесь производится постоянная добыча и реализация мраморного щебня.
Музей горного дела поражает своей красотой. Узорчатые скалы каньона возвышаются на высоту до 25 метров над гладью озера, бывшие каменоломни превратились в горные озера, а штольни выглядят как загадочные пещеры. Человек – существо пакостное, везде хочет оставить свой след, поэтому на каменных валунах на территории каньона «красуются» надписи вроде «Я тут был» и «Вася+Маша». А наши земляки, когда посетившие Рускеалу, отличились: камнями выложили на земле «Псков». По соседству на валунах нацарапано «76 ДШД».
Такую «наскальную живопись» можно увидеть практически на всех каменных твердынях вдоль дорог Карелии. Склоны пестрят разноцветными упоминаниями различных городов, имён. Такое впечатление, что все туристические автобусы останавливаются с посылом: «Ну, а теперь идем рисовать на булыжниках». Впрочем, иногда встречаются и самые настоящие произведения искусства: возвращаясь домой по трассе А-121 «Сортавала», мы увидели изображение медведя прямо на отвесной скале. Автору – низкий поклон.
Экскурсия в Рускеалу у нас заняла почти весь световой день, ближе к вечеру мы добрались до Сортавалы. Поужинали в местном ресторанчике рыбными блюдами (ну а как иначе – в Карелии же!), купили чуть винища и закуски, поехали искать место для ночлега, подальше от дороги и людей. Нашли его с трудом, свернув на какую-то тропку. Раскинули палатку, откупорили вино, поняли, что не купили стаканы. Тогда я первый раз попробовала пить вино из горла – нормально так заходит, особенно после такого насыщенного дня и в приятной компании.
Ночь прошла спокойно, холода не почувствовали, опять же, благодаря хорошим спальникам (правда, один мы потеряли по пути домой – прикручивайте вещи грамотно). Утром помчали в сторону дома, хотя садиться на мотоцикл уже не очень хотелось – мышцы рук и спины стали адски болеть от рюкзака, пятая точка тоже.
Но всё это мелочи, которые не помешали нам заехать в «Стрелецкий острог» и Приозёрск. Первый представляет собой крепость, вход в которую «без дозволения коменданта и уплаты пошлины» карается по закону, но вышедший навстречу начальник сооружения оказался довольно гостеприимным и разрешил нам войти. За воротами скрывалась полноразмерная деревянная русская крепость рубежа XVI-XVII веков. В этом «музее живой истории» есть караульная и пороховая башни, терем, кузница, баня по-черному, харчевня, конюшня с лошадьми и другие «аттракционы».
Затем из времён Ивана Грозного мы переместились в XIV век: именно тогда новгородцы построили крепость Корела, которая повстречалась на нашем пути после «Стрелецкого острога». Эта Кексгольмская крепость находится в городе Приозёрске Ленинградской области, недалеко от границы с Карелией. Мы с удовольствием побродили по территории небольшого оборонительного сооружения, насладились видами, тишиной и покоем в парке на берегу реки Вуоксы.
Отдохнув таким образом от долгой дороги, мы выехали на финишную прямую – до Петербурга оставалось 148 километров, до Пскова – 449. Только поздней ночью, после четырёхдневной поездки на мотоцикле мы вернулись домой, буквально падая с ног от усталости, но крайне довольные собой и тем, что посетили такой невероятный северный край.
Думаю, кто-то сочтёт такую поездку глупой, безбашенной затеей и выберет более комфортный способ передвижения. Но моя жизнь после того трипа полностью изменилась. Спустя два года я открыла категорию (с горем пополам, но открыла – спасибо псковскому отделению мотошколы А за это!), купила простенький RACER RC200, которого очень люблю и зову Лягушонком. Когда-нибудь мы с ним вместе отправимся в дальние дали!)