Кавказ. Конец 1803 г. - самое начало 1804 г. Лезгины (во времена Российской империи собирательное название. Следуя словарю Брокгауза и Ефрона лезгины: "условный термин, принятый для означения многочисленных горских племен, населяющих Дагестанскую область и отчасти южный склон Главного хребта") , собрав большое количество воинов, перешли р. Алазань (на границе соврем. Грузии и Азербайджана) и стали грабить восточные районы Грузии. Для того, чтобы вытеснить горцев, князь Цицианов направил туда генерал-майора Василия Семеновича Гулякова.
Генерал в большом сражении, которое длилось больше 5 часов, отбросил горцев и решил преследовать их. Войска перешли Алазань и растянувшись втянулитсь в Закатальское ущелье. Дальнейшее мы представим в описании лейб-гвардии Преображенского полка поручика графа М.С. Воронцова (в будущем известного государственного деятеля, генерал-фельдмаршала, получившего титул светлейшего князя). Письмо было написано Воронцовым в день, сразу после боя.
1. "Грузины были впереди и это была главная его ошибка"
Генерал-майор В.С. Гуляков повел войска в неизвестное ему место без разведки, не оставив на случай опасности резерва. Воронцов писал князю Цицианову: "Вчера и третьего дня все отсоветовали Василию Семеновичу идти туда; он сам почти признавал невозможность и говорил, что он хотел только открыть место". Но ....
"Василий Семенович, водим будучи одной храбростью, пустился со всем отрядом в такое неприступное место, что ежели бы оно было нам и знакомо, никак нельзя было в оное войти. Он по обыкновению своему опередил всех и шел вперед, не открыв места, - без фланкеров и без всего. Одни Грузины (отряд грузинской милиции - Авт.) были еще дальше впереди и это была главная его ошибка, ибо Лезгины только бросились с саблями на Грузин, они все побежали назад и кинулись на нас; место не позволило никак выстроиться, так что и нас сначала было опрокинули. Василия Семеновича убили у перваго орудия ..."
2. "Разбился бы до смерти, ежели бы не случилось упасть на других"
"Я возле него был и со мною тоже бы случилось, ежели бы бежавшая Грузинская толпа вместе с неприятелем не столкнула меня с прекрутого яра, откуда я слетел и разбился бы до смерти, ежели бы не случилось упасть на других, которые уже прежде меня тою же толпою были скинуты"
"Как можно скорее я влез опять на верх и нашел, что наши опять стали собираться и в скором времяни Лезгинов оттуда сбили ... итти вперед невозможно было ... с большим трудом отошли, не оставя ничего позади нас. Урон наш еще не известен ... по крайней мере до 300 и много офицеров ... Бог знает как мы оттуда вышли, никто из нас не думал пережить этот день"
В заключении Воронцов отметил, что"говорят лезгин" собралось до 7000 воинов ... "снарядов, а паче патронов у нас очень мало, провианту не более как на 9 дней, отступать же не хочется, да и стыдно"