Кто и почему хочет уехать из России
Комментируя на своём телеграм-канале данные ВЦИОМа, согласно которым около трети наших сограждан до 35 лет хотели бы уехать из страны, председатель общества «Двуглавый Орёл» Константин Малофеев пишет, что корни этого явления — не только в направленной западной пропаганде, но и в социально-экономических условиях, разрыве между богатыми и бедными и отсутствии социальных лифтов в России.
Это бесспорно. Для исправления ситуации нам необходима последовательная социальная политика, которой пока просто нет. Однако какую бы грамотную программу мы сегодня ни разработали, на её реализацию неизбежно уйдут годы. А действовать надо сейчас.
Образ России и образ Запада
На протяжении всего ХХ столетия коллективный Запад создавал и множил по всему миру красивые картинки и эталонные образы. Кино, книги, одежда, культ «звёзд», модели и стратегии достижения успеха идеально отработали в годы холодной войны. Не теряют они силы и по сей день. И нет никакой возможности ограничить этот поток в условиях информационного общества. Да и любые ограничения уже показали свою неэффективность в восьмидесятых годах. Сколько бы в СССР ни цензурировали американскую поп-культурную продукцию, при первой возможности в Москве и Петербурге выстроились очереди в «Макдональдс».
В этом есть и свой символ, и свой урок.
Однако в обстоятельствах, когда ограничения и запреты становятся бессмысленными, существует другой и куда более перспективный путь — создание национального образа и стратегии успеха, основанного на собственных ценностях и проверенных историей смыслах. И в потенциальном споре жизненных проектов, ценностей и установок, ведение которого обязано стать естественной частью государственной культурной политики, у нас совсем не такие слабые позиции, как это может показаться на первый взгляд. Просто в этом направлении пока ничего не делалось, кроме разрозненных и, будем откровенны, часто не слишком талантливых попыток, к тому же выполненных руками тех, кто сам убеждён в непогрешимости западного гламура. В качестве противоположного примера можно помянуть разве что восхитительный мультсериал «Гора самоцветов» по сказкам народов России. Другого равного по масштабу и успеху проекта до сих пор у нас просто не было.
Пока же минкультовские деньги делят и тратят продюсеры «Гоголь-центра» и режиссёры типа Андрея Звягинцева, о прорыве в этой области остаётся только мечтать хотя бы потому, что вся продукция таких художников ориентирована на Запад, на его вкусы и ценности.
Знаем зло и добра не ведаем
На западную культурную политику и ценностные штампы совершенно естественно, и часто даже не осознавая того, у нас работает целая армия «образованцев» — и в СМИ, и в искусстве, и в культурной политике. В результате складывается удивительная картина.
Мы отлично знаем, что «хорошо» у них и что «плохо» у нас. И никак не наоборот.
Конечно, дурно, что дети представителей нашей элиты учатся и живут в США и Европе, и для большинства из них Россия остаётся только экзотической «страной происхождения». Но ещё хуже, что все эти сведения смакуются бульварными изданиями, подаются чуть ли не как пример, или по меньшей мере как скандал. Между тем о представителях западной культуры, которые давно уже живут и работают в России (не подобно смешному Депардье, а по-настоящему, всерьёз) и сделали свой выбор совершенно сознательно, практически никому не известно. Скажем, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге работает замечательный американский поэт Джон Наринс, пишущий не только по-английски, но и по-русски, а также известный литературовед Джон Платт. Наринс при этом хочет получить русское гражданство и встречает на своём пути множество препятствий.
Понятно, что нашу массовую прессу ни тот ни другой не интересуют. Ещё бы, они ведь принципиально выбрали Россию и имеют ясное представление о том, что происходит у них на родине, в США.
Так зачем говорить лишнее?
Или ещё один пример. Французская барышня из Бретани по имени Мари уже много лет строит свою жизнь и своё дело в Хабаровском крае, в уссурийской тайге. У неё двое сыновей — наполовину удыге, наполовину французы. Живут и учатся в дальневосточной глуши.
Восхитительная романтическая история, документальный сюжет для головокружительного фильма. Кто его профинансирует и снимет?
И это только те люди, которых автор данного текста знает лично.
Образ России начинается с нас
Можно сколько угодно говорить о преодолении потребительства, о ценностях русского пути, о национальных традициях, о значении творческого труда, о нашем бескрайнем пространстве, глубочайших духовных корнях и многом другом. Но в конечном счёте всё будет решать личный пример. Как мы работаем, кого любим, куда едем путешествовать, какие книги читаем, какие сказки рассказываем детям.
Образ России начинается с нас. И если мы останемся сами собой, никто от нас надолго не уедет.
А в том, что молодые парни и девушки мечтают о дальних странах, в сущности, ничего плохого нет. Это свойственно молодости, да и человеку вообще. Лишь бы, повидав мир, русские люди возвращались назад. Тем более другого родного языка, другой родной культуры, другой Родины у них не будет.
Главное, чтоб мы сами, на пределе искренности и без доли цинизма, всё это понимали и чувствовали. Тогда и результаты социологических исследований будут другими.
А правильная, социально-ориентированная экономическая политика стране, разумеется, необходима. Но только одна она не решит дела.