О буллинге (травле) в школе, в рабочем коллективе и так далее слышали (а к сожалению и наблюдали) многие. В современном обществе это актуальная и распространенная проблема.
Буллинг - это долгосрочные, зацикленные агрессивные действия, цель которых запугивание или унижение жертвы. В чем же причина появления такого феномена? Почему же, несмотря на похожие ситуации в животном мире, это чисто человеческое явление?
Социальная причина
Многие исследователи считают, что именно существование общества и общественного строя - это причина появления буллинга. Разделение на классы, узкие общественные ценности, разница в уровнях воспитания - все это является предпосылками к тому, что люди будут в этом самом обществе сами устанавливать свои законы и "наводить порядки".
Отсюда вытекает следующее: "Появление буллинга - это не личностная особенность жертвы или агрессора, а особенность группы". Иначе - дело не в конкретной личности, а в самом окружении. Как доказательство - один и тот же человек, в разных коллективах, может быть и жертвой и агрессором. И именно группа, коллектив, школа и т.п., а точнее существующие в них "законы" и ценности - это причина появления травли.
Участники
Как правило, участников травли можно разделить как минимум на 3 типа:
Агрессор - жертва - наблюдатели. Последние, в свою очередь, также поделятся на последователей агрессора, защитников (самый редкий слой) и свидетелей.
Каждый из участников обладает определенными личными и характерными чертами. Но их проявление обусловлено окружающей средой. Давайте же разберем характеристики каждого:
АГРЕССОР - он же зачинщик, преследователь. Их может быть несколько, а может быть один зазывала. Именно является триггером для запуска процесса травли. Какова его цель и мотивы?Самые частые цели - это заявление о себе, добыча авторитета, попытка самоутвердиться. Эти цели достигаются не столько самой травлей, сколько удачными провокациями. Если они удались, агрессор победил, получил свое. И окружающие это видят. Но несмотря на победу и полученный авторитет (авторитет ли?) - помимо потери способности к сопереживанию, агрессоры также разучиваются иным способам поведения, что в будущем скажется на их взаимодействии с людьми (опять же, как и упоминалось, в другой группе они уже могут и не быть агрессорами, но как вести себя иначе они уже не знают).
ЖЕРТВА - он же изгой. Как правило может выбраться либо случайно, после конкретного случая (например, из-за него проиграли в футбол, или учитель поставил всем двойки), либо по социальному признаку - любимчик учителей, двоечник или круглый отличник, физически слабый и неуверенный в себе, конформист. Но не всегда жертва - это "слабак". Чаще это именно тот, кто реагирует на провокации и не может правильно выйти из ситуации.
НАБЛЮДАТЕЛИ - это остальные участники группы. Несмотря на то, что не принимают активного участия в происходящем, тем не менее им "приходится" принимать на себя роль. Те, кто хотят занять "верхушку" общества, рядом с победителем - становятся его последователями. Иногда, гораздо реже, появляются те, которые либо активно либо пассивно стараются встать на защиту - их главными мотивами являются совесть, чувство справедливости и эмпатия. Но обычно, преобладающее большинство - это свидетели. Они не принимают ничью сторону, не вмешиваются в процесс. Они лишь смотрят на то, как травят человека. Их нельзя обвинить в этом, ведь их мотивами также могут являться обычные человеческие чувства - страх попасть под удар, неуверенность в своих силах, довольствование своим текущим положением в группе. Тем не менее они часто испытывают угрызения совести, а в будущем сожалеют о своем бездействии.
Исход
Как можно заметить - каждый в обществе, так или иначе является частью всего этого и получает негативное воздействие, несмотря на роль. В свою очередь, все происходящее - это борьба в иерархии, захват и защита территорий. А это происходит из-за того, что люди (чаще, конечно же, дети) не знают своих личных границ и не умеют их распознавать, что относится и к агрессорам и к жертвам.
Агрессор "атакует" с помощью провокаций границы жертвы, и если та не знает, где они у нее находятся, она отреагирует (страхом, гневом и так далее), то агрессор будет видеть свои границы уже на самой жертве, она в его власти.
То есть существование феномена буллинга приведет к тому, что агрессия и борьба в группе за место под солнцем - станет нормой, а знание о личностных границах может стереться и вовсе.
На что обращать внимание (не только родителями, но и сверстникам!)
Так называемые симптомы ребенка, подвергаемого травле:
- Неохотно идет (или вовсе отказывается) в школу и возвращается подавленным
- Не упоминает одноклассников (имена, события и т.п.) и школьную жизнь
- Не знает, кому можно позвонить узнать о домашнем задании или отказывается звонить
- Его не зовут гулять, не зовут на дни рождения и он тоже
- Ребенок чаще упоминает свое будущее ("Хочу поступить туда то", "хочу стать тем то"), чем настоящее