Екатерина II была излюбленной мишенью британской прессы, в английских карикатурах сложился даже определенный типаж изображения Императрицы, которая всегда изображалась как очень толстая женщина со злым и надменным лицом.
Одной из самых скандальных и известных всей Европе английских карикатур на Екатерину II был "Императорский шаг":
Идея этой карикатуры возникла из скабрезной шутки, опубликованной в 1791 году в одной из британских газет: "(...)Говорят, императрица России вознамерилась одной ногой стоять в Петербурге, а другой - в Константинополе. Какое наслаждение этот имперский шаг доставит, должно быть, любопытным обитателям промежуточных стран(...)".
Автор карикатуры обыграл быстро ставшую знаменитой остроту в виде реплик правителей Европы, которые смотрят на политические устремления Екатерины II и говорят различные двусмысленные вещи. Дож Венеции: "Как широко может увеличиться власть"; Папа Римский: "Никогда этого не забуду..."; Король Испании: "Клянусь святым Иаковом, я лишу ее меха!"; Король Франции : "Никогда не видел ничего подобного"; Король Англии : "Что-что-что?! Какая чудовищная экспансия!"; Император Австрии : "Прекрасное возвышение..."; Султан ТурцииI: "Ее не сможет удовлетворить вся турецкая армия...".
И хотя высказывания союзников России и нейтральных стран по сути безобидны, но в общем контексте ситуации звучат крайне цинично и скабрезно, в этом одна из особенностей английского юмора - оскорбить, говоря даже внешне вполне невинные вещи.
Еще одна знаменитая карикатура на события времен Французской революции, высмеивает попытку Екатерины II организовать помощь сторонникам Людовика XVI:
Предыстория карикатуры такова: в 1792 году повстанческие войска захватили дворец Тюильри в Париже, после чего во Франции была окончательно свергнута монархия, а Людовик XVI и его семья были помещены в замок Тампль.
В этот момент командующий объединенной австро-прусской армией Герцог Карл Брауншвейгский издал обращение к народу Франции, в котором грозил бунтовщикам страшными карами и полным разгромом. Однако, Герцог не решился предпринять никаких действий и дело только угрозами и ограничилось.
На карикатуре Екатерина пинками гонит герцога Брауншвейгского освобождать Францию от революционеров, угрожая ему тем, что в случае поражения, отправит герцога вместе с его армией в Ад, в след за ее супругом Петром III (в тексте -after my Husband). А между тем, на карте Франции, Екатериной уже отмечено -"Моя доля".
Мужчина с косичкой, это польский король Станислав Понятовский, в описываемый исторический период происходил и второй раздел Польши между Россией и Пруссией (раздел был окончательно оформлен в 1793г) и английский юморист обыграл его таким своеобразным образом. Любопытно также, что на одной из ног разъяренной Екатерины виден уголок подвязки, который придает карикатуре фривольный тон.
В данном случае все вполне понятно без особых объяснений, сам дьявол соблазняет Екатерину Варшавой (намек на раздел Польши) и Константинополем (намек на "греческий проект" Императрицы).
Не сохранилось свидетельств реакции самой Екатерины II на эти карикатуры, но несомненно, что она их видела, поскольку они широко ходили по Европе.
Скорее всего, Императрица известная своим здравым смыслом, отнеслась к этим карикатурам, как к чему то неприятному, но неизбежному.
Следует отметить и то, что в отношении своих врагов в Европе, Екатерина II не только не допускала публичных оскорблений и подобных изображений, но даже избегала и просто намеков, которые могли быть истолкованы как грязные.
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, пожалуйста лайкните ее и подпишитесь на канал, спасибо!